В 1966 году, когда СССР решил построить автомобильный завод на своей территории образовалась очередь из желающих компаний.
Могло случится так что не было бы сейчас у нас заднеприводных моделей, которые дарят кучу эмоций молодёжи зимой. Выбор модели для нового завода стоял из FIAT 124 и Renault 16.
Причем Рено был в техническом плане более современным, это был переднеприводный автомобиль в практичном кузове хетчбек.
Но опять же вмешалась политика и контракт был отдал Итальянскому Фиату. Италия по словам Брежнева СССР ближе чем Франция.
Название для советских автомобилей выбирали всей страной. Автомобильные журналы тех лет объявили конкурс на название. Вся не равнодушная страна присылала варианты. Но в финале конкурса оказались «Жигули» и «Лада»
«Жигули» стали названием для внутреннего рынка, а «Лада» для внешнего. Так как «Жигули» на некоторых языках звучало неприемлемо. Так, например, на французском «Жигули» созвучно с «Жигало». Позднее «Лада» заменила «Жигули» и на внутреннем рынке.
Покупатели Лада Калина из Финляндии просили изменить название модели, так как “Kalina” в переводе с финского означает «Грохот». Такое себе название для автомобиля, тем более для Российского, поэтому приставку «Калина» убрали и оставили лишь цифры.
У «Лады» было свое тюнинг подразделение. Под руководством советского гонщика Стасиса Брундзы создавались автомобили для ралли. Так на базе ВАЗ-2105 была создана машина для знаменитой «группы Б» конечно конкурировать с quarto от Audi, Лада не могла, но показывала очень хорошие результаты. А на Lada Samara 2108 VFTS начинал свою карьеру знаменитый гонщик Хуан-Пабло Монтойя.
Дизайн современных «Лад» разрабатывается под руководством того же дизайнера, который создал один из самых красивых Мерседесов на мой взгляд – W220
Это Стив Маттин, кроме десятков Мерседесов, он так же работал над дизайном Вольво 2000-х годов и Майбахов. Теперь живет и работает в Тольятти.