Всем привет!
Уже в 50х гг. СССР шел к полному восстановлению экономики после войны, причем восстанавливалась не только промышленность, но и сельское хозяйство. Для последнего стал выпускаться новый гусеничный трактор ДТ-54, о котором я писал здесь, а позже, в 1954 г., к нему добавился колесный МТЗ-2, о котором я сегодня и расскажу.
История нашего героя началась еще в 1948 г. с постановления Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР создать колесный трактор с дизельным двигателем. Интересно, что при создании опытных образцов каждая группа конструкторов только что построенного Минского тракторного завода отвечала за отдельный элемент конструкции.
Первые 8 опытных образцов МТЗ-2 были созданы в 1949 г. и были подвергнуты самым жестким испытаниям. Новый трактор предполагался как универсальная сельскохозяйственная машина, работающая с самым разным оборудованием. Испытания удались, и МТЗ-2 порекомендовали для запуска в серийное производство.
Однако выпуск удалось наладить только через несколько лет: в 1953 г. было выпущено около 500 МТЗ-2, а уже в следующем году, как принято считать, начался серийный выпуск новых машин, причем не только в Минске, но и в Днепропетровске.
С сегодняшней точки зрения конструкция МТЗ-2 устаревшая, однако по меркам 50х гг. МТЗ-2 считался действительно новым. В первую очередь трактор выделялся колесами с резиновыми шинами и дизельным двигателем мощностью 37 л.с. Кроме того, трактор пережил модернизацию, в результате которой был установлен новый мотор мощностью уже 40 лошадок.
Кабина у трактора все еще отсутствовала, зато в распоряжении тракториста необходимый минимум приборов, чего не было у довоенного трактора СХТЗ-15/30:
Но как всегда бывает, машина не была лишена недостатков, главные из которых – слишком большая масса (3,28 т) при маломощном двигателе, который смог разогнать машину всего до 13 км/ч и вдобавок был прожорлив.
Тем не менее, МТЗ-2 стал востребованным на селе. Чаще всего его использовали для обработки и уборки разных видов культур, а также для пропашных работ на легких почвах.
Некоторые машины комплектовались бульдозерным отвалом:
Существовал и специальный вариант МТЗ-1 для обработки кукурузы, подсолнечника и горчицы. Его особенность – сближенные передние колеса:
Но самое интересное то, что МТЗ-2 часто отправлялся на экспорт, и даже свои версии того трактора выпускались в Восточной Европе, а также в Индии и Бирме.
МТЗ-2 выпускался до 1958 г. Недостатки трактора давали о себе знать все чаще, и на конвейер вставал обновленный МТЗ-5. Но эта машина уже освещалась на нашем канале, и к ней можно вернуться здесь.
Послевоенному колесному трактору пришлось быстро сдать свои позиции. Все же сегодня ряд экземпляров отреставрирован энтузиастами:
А на родине в Минске установлен памятник МТЗ-2:
МТЗ-2 – хоть и не самый лучший, но все же ставший неким первопроходцем среди классических советских тракторов, а также родоначальником целого семейства сельскохозяйственных машин, до сих пор производящихся на заводе в Минске.
Видели ли вы такой трактор? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!