Честно говоря, уделять отдельную статью тяжелому малозаметному стратегическому бомбардировщику B-2 "Spirit" особого желания не было, так как о нём уже многое сказано на просторах интернета. Однако сейчас в США, России и Китае ведутся разработки новых стратегических бомбардировщиков, на облик и концепцию которых он оказал серьезное влияние.
Считаю появление B-2 на свет нелепой ошибкой. И не только из-за стоимости одной единицы, сделавшей его самым дорогим серийным самолётом в мире, но и из-за бремени, которое он накладывает на плечи операторов своим существованием. Об этом дальше по тексту.
История создания B-2 началась ещё в 70-е годы прошлого века. В 1979 году ВВС США сформировали требования к новому малозаметному стратегическому бомбардировщику и был объявлен конкурс.
Победителем конкурса в 1980 году была объявлена компания "Нортроп". Во многом на это повлиял уже имеющийся у неё опыт в постройке самолётов по схеме "летающее крыло".
Ещё в 1946 году свой первый полёт совершил экспериментальный стратегический бомбардировщик XB-35. Тогда дальнейшее развитие проекта было загублено коррупционными схемами.
В 1987 году проект получил окончательное обозначение B-2 "Spirit". Первый полёт прототипа состоялся в 1989 году. Тогда же он был показан общественности.
После этого начались многочисленные испытания, а в самолёт постоянно вносились изменения. Стоимость одной единицы стремительно росла и вскоре перевалила за 1 миллиард долларов, что было в два раза больше первоначальных ожиданий.
Тем не менее, проект не свернули и в 1993 году в ВВС США начали поступать первые серийные бомбардировщики B-2 "Spirit".
Изначально ими планировали заменить весь парк устаревающих бомбардировщиков B-52. Однако появление современного B-1B "Lancer", распад главного потенциального противника и стремительное удорожание "Спирита" ограничило серийное производство постройкой 21 единиц.
А инцидент, когда в руки США попал советский Миг-29, радары которого доказали, что не такой уж B-2 и невидимый, и вовсе чуть не поставил крест на всей программе.
Конструкция и вооружение
Самолёт построен по схеме "летающее крыло" с полным отсутствием оперения. В качестве рулей используются специальные отклоняемые щитки на законцовках крыла. Такая схема снижает площадь эффективного рассеивания.
- Длина: 20,9 м.
- Размах крыла: 52,12 м.
Погоня за малозаметностью продиктовала и расположение четырёх турбореактивных двухконтурных бесфорсажных двигателей. Они попарно установлены на верхней плоскости крыла. Максимальная тяга каждого составляет 7700 кгс.
- Максимальная скорость: 1010 км/ч.
- Практический потолок: около 15 000 м.
Форма сопел призвана формировать плоскую струю выхлопа, которая быстрее остывает. Часть воздуха из воздухозаборников направлялась также на охлаждение выхлопа. Однако с некоторых ракурсов самолёт скрыть всё-таки не удалось.
Экипаж состоит из двух человек, в отличие от B-52 (5 человек) и B-1B "Lancer" (4 человека). Самолёт способен выполнять длительный полёт с огибанием рельефа местности на высоте от 60 м.
В двух внутренних отсеках самолёт способен нести до 27 тонн (после модернизации) боевой нагрузки. Сюда входят свободнопадающие и корректируемые авиабомбы (в том числе и ядерные), а также крылатые ракеты.
Обслуживание и содержание
С целью достижение максимальной малозаметности планер самолёта покрыт радиопоглощающей ферритовой краской. Остекление кабины тоже покрыто специальным составом.
B-2 получился чрезвычайно прихотливым в обслуживании и содержании. Окружающая среда и ультрафиолет негативно влияют на радиопоглощающее покрытие. Из-за этого для каждой машины на аэродроме базирования построен индивидуальный ангар из специальных материалов с искусственным микроклиматом.
В результате модернизаций самолёт получил новое бортовое оборудование и радар с активной фазированной антенной решёткой. Его включение моментально засветит B-2 на всех радарах, что делает все мероприятия по достижению его малозаметности бессмысленными.
В итоге в США построили обычный стратегический бомбардировщик по огромной цене, который является малозаметным только тогда, когда противостоит копейщикам и лучникам.
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации! До встречи на канале Милитари Клан!
Больше статей: Су-75 "Чекмейт" | Су-57 | Су-27 | Миг-29 | Ту-160 "Белый лебедь" | F-22 "Raptor" | F-35 "Lightning II" | F-15 "Eagle" | B-1B "Lancer" | "Rafale" | XB-70 "Валькирия" | Ту-22 | Су-47 "Беркут" | МиГ-21 | F-16 | Су-25 | Т-4 "Сотка" | А-10 "Тандерболт 2" | F-111 | F-5 | Миг-25 | Миг-31 | Ту-95 | Су-34 | Су-35
#самолеты #бомбардировщики #авиация #истребители #военная техника #танки #оружие #вооружение #армия #сша