Мы привыкли, что асфальт и светофоры нужны для проезда машин. Но оказывается, автомобили по дорогам еще не ездили – а асфальт со светофорами уже придумали и даже использовали. Зачем? Кому и почему вообще такое в голову пришло?
Это интересная история (даже несколько историй), давайте разберемся.
«Я сжег их жизнь, как ворох газет, – остался только гpязный асфальт» (БГ)
В принципе перво-асфальт использовали еще в Древнем мире, например в Вавилоне. Но применяли его главным образом для гидроизоляции бочек с водой, а также бань.
Со временем люди поняли, что эта смесь пригодится и на дорогах. Так, историки указывают, что для строительства дорог асфальт впервые был применен в 625 г. до н. э.
Впрочем, массовым это дело не стало, да и смесь в те годы была далека от совершенства.
Сегодня привычным нам («классическим», из смеси битума и гравия либо песка) асфальтом покрыто порядка 60% дорог в мире.
Впервые массово начали покрывать им дороги в Европе, но не для автомобилей, а для защиты наземных слоев. Скрепляя их, эта смесь делала земельные участки прочными. По таким участкам мог передвигаться простой транспорт – существовавший до машин. Так что автовладельцы пусть не гордятся, будто весь мир крутится вокруг них. :)
1-й асфальт в России был уложен в 1838 г.
Конечно, это было в столице. Петербуржцы вывели, что такое покрытие позволяет не только делать более комфортным передвижение конных экипажей, но и сберечь казну: можно использовать и брусчатку, однако это слишком дорого, да и рабочей силы требует много.
Смесь, применяемую в наши дни, изобрел химик Эдвард Де Смедт из Бельгии в 1870 г. Он назвал ее «листовое асфальтовое покрытие».
В России же честь стать первооткрывателем в асфальтовом деле принадлежала инженеру и архитектору Ивану Буттацу. Он жил в Сызрани и наладил 1-е производство асфальта на местном заводе на берегу Волги.
Таким образом, машин на дорогах еще не было, а асфальтом они уже были покрыты.
Но и когда начали появляться 1-ые автомобили, асфальт использовали не для них, поскольку даже уже в 1920-х гг. их было не так много. Вспомните хоть эпизод из «12 стульев», когда Остап «пoпaл пoд лoшaдь». Не пoд кoлeca aвтoмoбиля, а именно «пoд лoшaдь извозчика».
Кстати, лошадь при этом «громко просила извинения», а сам Бендер «отделался лeгким иcпyгoм…». :)
«На дороге светофор – электрический прибор»(детская песня)
1-й светофор поставили в 1868 г.
И применять его начали не для автомобилей, а для конных экипажей.
«Первопроходец» в дружной семье светофоров не был похож на своих потомков – наших современников. В 1860-х гг. он напоминал регулировщиков-людей, которые указывают направление движения руками.
Цвет у него менялся исключительно в темное время суток.
Любопытно, что тот светофор-«первенец» быстро вывели из эксплуатации. Дело в том, что светился он благодаря газу. И этот газ в какой-то момент взял и… не удержался внутри коробки. Это paнило полицейского, и от автоматического регулировщика решили отказаться.
Так светофор-«пионер» проработал всего 23 дня.
Кстати, стоял он около здания Британского парламента, соответственно, в Лондоне. Его сконструировал Джон Пик Найт – инженер, до того проектировавший железные дороги.
Электрический же светофор создал и запатентовал американский изобретатель Лестер Вайр в 1912 г. У него было 2 сигнала: красный и зеленый. Спустя 2 года такие приборы установили в Кливленде.
Впоследствии изобретатели задумались, что нужен еще 3-й цвет. И вот в 1920 г. установили 3-цветные светофоры в Детройте и Нью-Йорке. Европа опоздала на 2 года, наша страна – на 10 лет.
В СССР светофор-«первенец» появился в Москве на пересечении Петровки и Кузнецкого Моста, а парой лет позже – в Ленинграде на углу проспектов Володарского и 25 Октября. Причем цвета на них находились в разных местах: в Москве наверху был зеленый, в Ленинграде – наоборот. Со временем это было исправлено, и светофоры пришли в тот вид, в каком мы знаем их сейчас.
Наконец, пешеходные светофоры начали устанавливать в 1950-х гг. Пионерами опять стали американцы.
Таким образом, автомобили были далеко не причиной появления как асфальта, так и светофоров. Дорожное движение было достаточно интенсивным и без них, чтобы придумывать, какое должно быть покрытие дорог и как можно урегулировать движение по ним с помощью специальных сигналов.
И только в 1923 г. машины были указаны в качестве главных участников движения, ради которых использовались светофоры.
Правда, и там эта значимость была принижена: «Назначение устройства [светофора] – сделать очередность проезда перекрестка независимой от персоны, сидящей в автомобиле». Да и написано это было всего лишь в одном из патентов на очередной семафор необычной конструкции.
П. с. Также читайте любопытную статью «Легковые извозчики vs. ломовые, или Есть ли прием против лома» и еще интересный пост «Как менялись цены на бензин в Российской империи, СССР, РФ» (о сравнении современных цен на бензин в регионах России там тоже сказано).
#авто #транспорт #история #россия #история россии