Рубрика Разбор полётов. Часть 15.
Окончание. Здесь - начало и продолжение.
Как я показал в предыдущих статьях, Ил-96-400 (не путать с Ил-96-300!) был сопоставим А330-200 (сокращённо А332) по удельному расходу топлива на один пассажиро-километр и процентов на 9 уступал более длинной (и более экономичной) разновидности - А330-300 (или А333).
Об этом же писали в разное время и "Ильюшинцы". Например:
Корпорация «Ильюшин» разрабатывает новый широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-96-400М, который сможет перевозить большее количество пассажиров, чем Ил-96-300. Об этом в интервью «Интерфаксу» заявил глава компании Сергей Вельможкин. «По нашим расчетам, модернизация самолета приведет к уменьшению прямых эксплуатационных расходов на пассажирское кресло. При учете разности в закупочной цене и стоимости технического обслуживания Ил-96-400М будет сопоставим по показателям экономичности с европейским пассажирским авиалайнером А-330», — сообщил он.
https://lenta.ru/news/2016/08/23/il/
Это было сказано в 2016 году. Поздновато спохватились, если честно. Самолёт был на одном уровне с А330 начиная с 2004 года, когда двигатели ПС-90А были доведены до приемлемого (не супер-пупер, а просто приемлемого) ресурса, при сохранении заданного расхода керосина. Не было никакой необходимости ждать сертификации более мощного ПС-90А2 в 2007 году, не говоря уже про потуги восстановить производство Ил-96-400М в 2016-м. К тому времени поезд действительно ушёл - на рынок массово вышли лайнеры следующего поколения Boeing 787, Airbus A350 XWB и Airbus A330neo. Против такого лома, без современных двигателей, у Ила приёма нет. Тут и спорить не о чем.
Гвоздь в гроб 96-го был забит в 2009 году, когда 11 августа министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко заявил, что российский авиапром прекратит производство дальнемагистральных пассажирских самолетов:
Как рассказал Виктор Христенко, у Ил-96-300 «перспективы нет». Он еще будет некоторое время летать. Но в семействе широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов останется только транспортная конфигурация машины — Ил-96-400, уточнил министр.
Виктор Христенко упомянул, что отечественное авиастроение практически не производит дальнемагистральную широкофюзеляжную технику.
11 августа 2009
На свалку. Виктор Христенко "похоронил" Ил-96-300
https://lenta.ru/articles/2009/08/11/il/
Что происходило в течение нескольких лет начиная с 2004 года, и как разворачивался процесс отказа от Ил-96 мы и разберём в этой статье.
2004
Двигатели ПС-90А доведены до заданных характеристик по экономичности и ресурсу. Все новые самолёты (Ил-96 и Ту-204), произведённые после этого, оснащались именно этой версией. Насколько я знаю, Аэрофлот до самого конца, до вывода Илов из эксплуатации в 2013-2014 годах, продолжал летать на движках ранних серий, выпуска 1993-1995 годов, с расходом керосина почти на четверть выше. Летал и при каждом удобном случае жаловался на прожорливость самолётов. Картина из запасников музея авиакомпании - "Мыши. Кактус. Трапеза. (Холст, масло)".
В том же, 2004 году, Кубана подписывает договор на покупку трёх Ил-96-300 и двух Ту-204.
2005
19 сентября
Внеочередное общее собрание акционеров ОАО «Аэрофлот» заочным голосованием приняло решение одобрить крупную сделку по приобретению у ОАО «Ильюшин Финанс Ко» на условиях финансовой аренды (лизинга) сроком на 15 лет шести новых самолетов Ил-96-300.
В голосовании, в котором имели право принять участие 47,38% акционеров – владельцев голосующих акций ОАО, не заинтересованных в сделке, участвовало 30,05% акционеров. За одобрение сделки проголосовало больше половины принявших участие в голосовании и в совокупности владеющих 29,256% акций «Аэрофлота». Примечательно, что голосование по этому давно обсуждавшемуся вопросу состоялось в то время, когда в России были запрещены все полеты самолетов Ил-96, но это не повлияло на решение акционеров. В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом ОАО «Аэрофлот» сделка считается одобренной̆.
http://take-off.ru/pdf/11_2005.pdf
("Карательные меры", указанные выше, в отношении Ил-96-300 имели место в августе-начале октября 2005 года: Минтранс на 42 дня запретил полеты этого лайнера. За это время больше всего пострадал "Аэрофлот" – ему пришлось менять маршрутную сетку и даже отменить несколько рейсов).
Громкая отставка в связи со скандалом была только одна: в октябре 2005 года был уволен генеральный директор Воронежского акционерного самолетостроительного общества Вячеслав Саликов. Он подчеркивал, что ушел сам, но источники деловых СМИ утверждали, что ему предложили сделку: отставка в обмен на разрешение полетов лайнера.
2006
Март
Директор департамента финансового планирования Аэрофлота Нина Акимова на отраслевой конференции зачитывает широко известный в узких кругах доклад, сравнивающий экономику Ил-96 и Boeing 767. Это, казалось бы, очень кулуарное событие имело на самом деле долгосрочный негативный эффект, ибо за неимением других аналитических материалов на цифры и выводы из этого доклада ссылались все, кто пытался разобраться насколько плох или хорош самолёт. А по цифрам, в первую очередь по расходу топлива, выходило, что самолёт - полное унылое Г, совковая поделка, его нужно выбросить и забыть как страшный сон.
Апрель
Эпопея с покупкой Илов продолжается:
Приобретение «Аэрофлотом» шести новых самолетов типа Ил-96 может быть отложено еще на несколько лет. Недавно лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) предложила перевозчику заменить фигурирующую в согласованном в прошлом году договоре лизинга этих самолетов нынешнюю серийную модификацию Ил-96-300 на перспективную Ил-96-400 – экономически более эффективную, но пока еще не сертифицированную. Если «Аэрофлот» согласится, сумма контракта, составляющая сейчас 344,5 млн долл., может вырасти, а сам договор вновь отправится проходить корпоративные процедуры одобрения сделки. Новый раунд переговоров по поставкам «Аэрофлоту» самолетов Ил-96 ИФК начала в начале марта. Ил-96-400 превосходят нынешние Ил-96-300 по удельным экономическим характеристикам и вместительности (332–340 мест против 252) ...
Сертификация Ил-96-400 намечена на лето 2007 г. После этого ИФК намерена отказаться от дальнейшего серийного выпуска Ил-96-300.
http://www.take-off.ru/pdf/04_2006_small.pdf
Обратим внимание на дату - лето 2007 Г.
"Ильюшин" обещанные сроки выдержал.
В 2007 году собран целиком новый самолёт, который вместе со старым Ил-96Т в том же 2007 году были переданы Атлант-Союзу.
Непонятно, зачем было нужно ждать сертификации более мощных двигателей. Как указано выше, с доводкой ПС-90А Ил-96-300 смог летать, наконец, до 12500 км (с 235 пассажирами). Со старыми двигателями было менее 10000 км. Прямых рейсов длиной 12000 км за все почти 100 лет существования брэнда Аэрофлот не было никогда. Можно было просто удлинить самолёт до изначальных 60 метров, 350 пассажиров в эконом-классе, и получить дальность примерно 10500 км (для 280 человек в трёхклассной компоновке). Новых двигателей для этого не требовалось, взлётная масса осталась бы прежней - 250 тонн. Для внутренних и чартерных рейсов можно было сделать high density компоновку 3-4-3 кресел в ряд, сидушка получилось бы на 1 см уже чем в Боинге 777. Для полётов на 3-4 часа или по льготным ценам на Дальний Восток некритично. Аэрофлот в своих 777-х с такой компоновкой и сейчас возит публику в в Нью Йорк и Лос Анджелес и считается перевозчиком премиум-сегмента. Короче, варианты были.
2007
Март
Если И упал с трубЭ, там остались А и Бэ... На сцену выходит А330.
Согласно обозначенной в подписанном 22 марта документе договоренности, поставки новых «Эрбасов» «Аэрофлоту» будут осуществлены в период с 2014 по 2017 гг. В протоколе не указывается даже модификация лайнера – пока он условно именуется A350-xxx XWB.
> Чтобы как-то скомпенсировать такую задержку в поступлении в свой парк новых дальнемагистральных лайнеров, «Аэрофлот» договорился с «Эрбасом» о том, что пока А350 проходит стадии проектирования, постройки и испытаний, тот поставит ему в качестве временной меры доступные уже сейчас дальнемагистральные лайнеры предыдущего, по сравнению с А350, поколения – А330-200. Соответствующий протокол о
намерениях «Аэрофлот» подписал 29 марта с лизинговой компанией «АэрКап» (AerCap, AER). В соответствии с этим документом он получит в операционный лизинг десять новых самолетов А330-200. Первые два из них поступят в «Аэрофлот» в 2008 г., еще пять – в 2009 г., а три заключительных – в 2010 г. Особо подчеркивается, что все самолеты будут новыми – непосредственно с завода компании «Эрбас». Эти лайнеры будут эксплуатироваться «Аэрофлотом» вплоть до поступления в 2014–2017 гг. предусмотренных подписанным ранее соглашением 22 самолетов А350.
Журнал Взлёт, Апрель 2007 http://www.take-off.ru/pdf/04_2007.pdf
Обращу внимание, что А330 с самого начала рассматривались как временная мера до того момента, пока не будет готов А350. Первый А330-200 был доставлен в АФЛ в ноябре 2008 года, затем, до сентября 2009 года, ещё 4 машины.
Интересно, если бы выбор был сделан в пользу Ил-96-400, могло ли ВАСО выпустить с лета 2007 до конца 2009 года пять машин вместо пяти А332? Думаю, что без проблем.
Потом что-то поменялось и АФЛ переиграл первоначальные планы - из 10 А330-200 были поставлены всего 5, а остальные заменены на А330-300. Очевидно, что руководство компании осознало, что такое количество дальних и не очень экономичных самолётов просто не нужно. У АФЛ очень мало рейсов, длина которых превышала бы 8000 км. А333 с дальностью 9000+ км для этой роли подходил идеально.
А330-300 начали летать в Аэрофлоте в октябре 2009 г, пару месяцев спустя после решения Христенко. Всего до декабря 2012 года было получено 17 машин. Сколько за этот период (2010-2012) Илов было выпущено? 2010 - 0. 2011 - 1. 2012 - 1. Потенциально могли выпускать 2-3 машины в год, или 6-9 самолётов в сумме. По вместимости это примерно эквивалент 7-10 А333.
Или, если посмотреть шире. Начиная с 2007 года, когда Ил-96-400 был сертифицирован, ВАСО было в состоянии выпускать до 3 единиц в год. Фактически выпуск составил - в 2007 - 2, в 2008 - 0, в 2009 - 2. Итого - четыре штуки за три года. За весь период 2007-2012 могло быть выпущено до 18 самолётов, что по вместимости примерно соответствует всем приобретённым А330-200 и А330-300 в ассортименте ((5*230+17*300) = 6250 кресел, против 18 * 350 = 6300). Возможно, что при желании за это время можно было нарастить производство до 5-6 штук. То есть полностью заместить А330 (в дополнение к заказам имевшим место в реальности). Раз А330 - это временная мера в ожидании вундервафли А350, то почему бы не заместить их на это время собственными проверенными машинами?
Первый А350 был получен и с большой помпой представлен Аэрофлотом не в 2014-2017, как предполагалось вначале, а как раз в аккурат наступления Ковида - в феврале 2020 года. Насколько был нужен этот лайнер в период, когда практически все самолёты, особенно трансконтинентальные, давили бетон - загадка для знатоков. Тем не менее, подписанные договора (титановые детали в обмен на самолёты) пришлось соблюдать и в АФЛ один за другим продолжали поступать всё новые самолёты, всего шесть штук по состоянию на ноябрь 2021 года. Поставка ещё пяти лайнеров запланированы в будущем. Летать им пока особо некуда, зато, если есть деньги и желание, можно купить билет на шикарное спальное место первого класса на рейс Шереметьево-Пулково, за цену подержаной малолитражки.
(материал получился слишком длинный, так что я решил разбить его на две части. Заключительная часть появится через пару дней)
Если статья вам понравилась - ставьте лайк!
Если не хотите пропустить другие мои статьи - подписывайтесь!
Выскажите своё мнение в комментариях. Буду признателен!