Аптечка по ГОСТу, огнетушитель, знак аварийной остановки – все это вам не поможет в экстренной ситуации. Бывалый автомобилист перечислил из своего опыта, что на самом деле необходимо брать с собой в дорогу.
Так уж мы устроены, что стараемся не проецировать негативные сценарии на себя. Даже когда речь идет об автомобиле, где предусмотрительность критически важна – например, когда не пристёгиваются. Но если как-нибудь попасть в ситуацию «встал в поле» и прочувствовать ее, что называется, на собственной шкуре, то в дальнейшем к необходимому набору предметов в багажнике относишься куда более осознанно.
Я не буду касаться банальностей типа состава набора автомобилиста и аптечки по ГОСТу, или объяснять, что огнетушитель всегда должен быть в доступе и заправлен, что в салоне надо разместить светоотражающий жилет, а в багажнике – знак аварийной остановки, что лучше иметь с собой запаску и домкрат с баллонным ключом. Это и так все знают, а без зарядки от телефона за руль сядет лишь очень невнимательный водитель.
Но, что важнее, при аварийной остановке вдали от цивилизации или даже в обычном автопутешествии это вам не поможет. Я расскажу о вещах, которые могут оказаться реально полезными в экстренной ситуации. Зачастую это мелочи, но недаром классик говорил, что нет ничего важнее мелочей. Итак.
Не только советы, но и ситуации с фотографиями – из личного архива автора
1. Минимальный набор тёплой одежды
Понимаю, что отправляясь вечером «в булочную на такси» в футболке и шортах, вы на сто процентов уверены, что за эти 20 минут с вашей машиной ничего не может случиться в принципе. Но даже банальная замена пробитого колеса на вечерней прохладе градусов в 10 заставит вас основательно пересмотреть свои убеждения. Про более холодную погоду и не говорю. Просто закиньте в один из карманов багажника старую шапку и свитер. Этого минимума уже достаточно, чтобы работать возле машины с комфортом и без последствий для здоровья.
Разумеется, индивидуальные средства сохранения тепла масштабируются на тип поездки. Если часто ездите «на дальняк», особенно по малозагруженным дорогам, с собой должна быть не только тёплая одежда, но и одеяло. Если машина не заводится (то есть, печка не работает), а помощь придётся ждать долго – закутаться в одеяло будет крайне эффективным способом не замёрзнуть зимой.
2. Средство от насекомых
Мелочь? Пожалуй. Только когда придётся остановиться вечером в лесу или поле, дабы разведать дорогу впереди или просто сходить до ветру, вы радикально поменяете своё мнение.
3. Нормальный фонарь
Нет, не который брелок и не встроенный в ваш компрессор. И телефон не подойдёт. Имейте в машине именно налобный фонарь. Нет ничего хуже, чем выполнять даже простейшие ремонтные операции одной рукой, второй пытаясь судорожно направлять свет в нужном направлении. И поверьте на слово, положить «чтоб светил куда надо» (тот же телефон) не получится. А если получится, то он непременно упадёт, и помимо проблем с машиной вы озаботитесь ещё и заменой экрана. Сегодня на азиатских мегамоллах продаётся астрономическое количество вариантов налобных источников освещения, и стоят они копейки. Пусть такой фонарик всегда катается в кармане задней двери. Места он не займёт, зато при первом же случае его функционал вы оцените сполна.
При покупке налобника очень советую выбирать таковой с функцией фокусировки линзы (по цене они не отличаются от обычных). Даже суперъяркий, но рассеянный свет не поможет разглядеть место течи в закоулках подкапотного пространства. А вот с фокусировкой луч сможет бить в точку, что бывает крайне полезно.
4. Канистра
Едете в путешествие или просто кататься по новым местам? Прекрасно! Перед выездом закиньте в багажник канистру с топливом (заранее наполненную). Небольшую, на 5 литров. Понятно, что вы прикинули количество и местонахождение АЗС на пути, но бывает так, что расчётная точка заправки будет закрыта. А то и две. Много места пятилитровка не займёт, зато в критической ситуации вы будете безумно рады, что она у вас есть.
Для длинных перегонов лучше иметь десятилитровую. Из недавнего личного опыта таковая пригодилась мне на платном участке М-11 от Твери до поворота на Нижний Новгород. Примерная протяжённость этого отрезка – 370 км. На которые приходится одна заправка. Полагаю, не нужно объяснять, что на ней творится в туристический сезон – это примерно час потерянного времени. Помимо неё по дороге ещё встречаются некие мобильные точки с бензином на розлив – но заправляться там как-то не хотелось. В общем, дополнительные десять литров бензина тогда очень меня выручили.
Канистра должна быть обязательно с заправочным носиком. Во многих горловинах бензобаков есть подпружиненная шторка, закрывающая заправочное отверстие. Для нормального поступления топлива её нужно «продавить» воронкой или носиком канистры. В противном случае всё заливаемое будет выливаться наружу, а в бак уходить десятая часть. В общем, не заправитесь.
Если маршрут пролегает не только по асфальту. Бывалые джиперы говорят, что если есть лопата, то можно самостоятельно выехать откуда угодно, вопрос лишь времени. И они правы. Но даже если в планах у вас нет покорения болот и лесных просек, то на легковушке или кроссовере вполне непринуждённо можно сесть в обычной раскисшей просёлочной колее.
Наверняка вам приглянется компактный складной вариант «карманной» сапёрной лопатки. Так вот знайте: с застрявшим автомобилем сей девайс совершенно бесполезен. В абсолютном большинстве случаев для освобождения машины из внедорожного плена требуется подкапывать не под колёсами (точнее, не только и не столько под ними), а под днищем. Маленькая лопатка туда просто не дотянется. Возите с собой полноценную лопату с древком хотя бы 80-90 см. Иначе чтобы добраться до середины днища, вам придётся копать лёжа в грязи.
6. Трос
К лопате непременно должен прилагаться трос. Причём не тот за 3 рубля, что кладут в «набор автомобилиста», а нормальный. Нормальный – это тот, который выдерживает нагрузку хотя бы в 2 массы вашего автомобиля. Для легковушек это минимум 3 тонны, для кроссоверов – 4, для внедорожников – от 5. Дело в том, что обычный трос из набора является буксировочным. И предназначенным для буксировки вашей машины в идеальных условиях ровного асфальта. Но чтобы извлечь засевший транспорт из грязи или снега, требуется значительно большее усилие. К тому же предполагающее рывки. Поэтому для автопутешественников строго показана динамическая (рывковая) стропа.
7. Минимальный набор деталей
Без которых двигатель не заведётся или не сможет нормально работать. В общем случае это датчик положения коленвала (ДПКВ), катушка зажигания (общая или по одной на свечу), бензонасос, первый лямбда-зонд, набор свечей. Конечно, логично возразить, что без поршня или форсунок двигатель тоже не стартанёт, но мы говорим о минимальном джентльменском наборе, который лучше всегда иметь с собой. И даже если вы понятия не имеете, что за слова были перечислены выше, то когда вас дотащат на сервис, этот минимум вы сможете показать механику. Что уже повышает шансы починиться быстро, а не куковать в гостинице пару дней, пока в округе найдётся нужный датчик.
Также озаботьтесь покупкой запасного ремня навесных агрегатов с натяжным и обводным роликами. Эта троица также должна стать постоянным участником дальних автопробегов.
Приведённая выше рекомендация является самой-самой общей. Лучше всего потратить полдня на профильном форуме и добавить в этот список то, что чаще всего выходит из строя именно на вашей модели автомобиля.
8. Набор инструмента
Я настоятельно призываю не «кроить», а сразу на много лет приобрести полноценный чемодан со всем необходимым. Из личного опыта скажу, что набора из 90 предметов должно хватить практически на все случаи жизни. Отдельно отмечу, что в состав набора непременно должны входить ключи. Потому что часто бывает так, что болтик, вот он, виден, а головкой подлезть к нему невозможно... Ключи выручат.
Так же, как и в случае с лопатой, успокаивать себя тем, что в бардачке катается микрокоробочка с набором бит – пустое. Максимум, что вы сможете этим сделать, – разобрать что-то в салоне. Если же придётся лезть под капот и уж тем более в подвеску, мини-инструмент не имеет совершенно никаких шансов.
9. Компрессор
И снова из практики. Запасное колесо – это отлично. Но когда на наших хайвэях вы внезапно пробьёте сразу два (например, влетев на ровном месте в яму одним бортом) – то придётся одно заменить, а второе постоянно подкачивать, останавливаясь на обочинах. И так несколько километров (или десятков), пока доберётесь до шиномонтажа.
10. Индивидуальный набор лекарств
Именно лекарств, а не тряпок, которые предписано упаковывать в аптечку по нынешнему ГОСТу. Тут всё зависит от ваших личных нужд и особенностей организма, но базовый минимум обязан всегда быть при вас. Это средства от головной боли (или общие обезболивающие), диареи, сердечных приступов (подойдёт универсальный и относительно безопасный нитроглицерин), и обязательно антигистаминное. Например, даже если у вас сроду не было аллергии на укусы, ужалившая в шею оса может стать причиной удушья. А в условиях отсутствия доступности квалифицированной медицинской помощи это может оказаться фатальным.
Данный список можно продолжать практически бесконечно. Ведь нештатных ситуаций, когда может сыграть та или иная мелочь, бесчисленное множество. И сегодняшней статьёй я постарался даже не столько дать конкретные советы, сколько представить обычную поездку под разными углами. Дабы уважаемый читатель задумался, мысленно очертил свой ситуативный круг путешествий и не повторял чужих ошибок. Надеюсь, я старался не зря.
Фото взяты из открытых источников.
Это интересно: «Лежачий полицейский»: как его переезжать без вреда для подвески