Найти тему
Больше Строй

Цена ошибки: Почему Петербург построили на зыбких грунтах и как одна авария в метро обошлась в 145 миллионов долларов. Часть I

Оглавление

Питерское метро самое глубокое в мире. Средняя отметка — 60 метров. А станция «Адмиралтейская» вообще на отметке 86-метров. Правда, её обошли станции в Киеве и Пхеньяне, но это отдельные случаи. Украинцы проходили под горой, корейцы устраивали бомбоубежище. В Петербурге же ситуация повсеместна. Причина — сложное геологическое строение. Однако опасные участки грунта всё же подводят. Так почему город в принципе возвели в таком непростом месте и как за это расплатились в начале 2000-х?

Перегонный тоннель метро
Перегонный тоннель метро

Город на болоте: Как и зачем построили

На месте Петербурга были когда-то моря и озера. И эта болотистая земля не располагала к строительству крупного города. Однако в 1703 году заложили Петропавловскую крепость и начали возводить Петербург.

Петропавловская крепость
Петропавловская крепость

Правда, пришлось строить каналы, углублять дно рек, устраивать водоёмы, снимать и засыпать торфяные отложения. Известно, что в первые десятилетия XVIII века подъём воды в Неве даже на 1-1,5 метра приводил к затоплению центральных улиц города.

Несмотря на сложности, отступать и не думали. Задача была стратегически важной. Это и необходимость укреплять военно-морские силы, и развивать отношения с Европой.

С какими трудностями сталкиваются в городе

В итоге геологические условия Петербурга крайне сложные. Здесь текучие грунты, торфы, валуны, подземные воды и плывуны.

В Петербурге сложные геологические условия
В Петербурге сложные геологические условия

Особенности залегания слоёв постоянно изучают. Отчасти из-за отсутствия полноценной картины в Петербурге долгое время не строили высотки. Ведь фундамент требует надёжного основания, а добраться до него сложно. Кембрийские глины слишком низко. «Лахта-центр», конечно, всё же возвели, но понадобились 80-метровые сваи. Да и место пришлось поискать.

Та же ситуация с метро. О глубине его заложения мы писали выше. И рассказывали, с какими сложностями сталкиваются инженеры и рабочие, в одной из предыдущих публикаций. Тогда речь шла о строительстве 5 станций и неожиданном прорыве плывуна в 1974-м. Если пропустили, читайте здесь.

Кадр из к/ф "Прорыв"
Кадр из к/ф "Прорыв"

А сейчас подробно разберём продолжение истории, начавшейся в 1995-м и растянувшейся на несколько лет. Интересно, что за устранение её последствий город заплатил очень высокую цену.

История на 145 миллионов долларов

В 1995-м на перегоне между станциями Лесная и Площадь Мужества стала резко поступать смесь воды и песка. Гидроизоляция, прослужившая 20 лет, износилась.

Перегоны проходят на глубине 110 метров, и повышенное давление на стенки тоннелей осложняло ситуацию. Принятое когда-то решение прокладывать тоннели в два яруса тоже добавило проблем. Ведь, кроме колоссальных выбросов водопесчаной смеси, на перегоны действовала динамическая нагрузка.

Только представьте, что все 20 лет эксплуатации поступление воды не прерывалось. А теперь еще второй ярус стал опускаться на нижний. Возник накопительный эффект. Если раньше проседание составляло 5-25 мм в год, то за май 1995-го вышло 35 мм.

Установленные в тоннелях насосы не справлялись. На линии образовался ручей. Вода затапливала рельсы и даже попадала на пассажиров.

Вода в метро
Вода в метро

За спасение метро взялись всерьёз. Ночного перерыва явно не хватало, и перегон стали закрывать на выходные. Летом линия работала уже в аварийном режиме: внизу поезда ходили до 22 часов по особому графику, вверху — движение останавливалось вовсе.

Рабочие укрепляли стены, рельсы, устраняли трещины. На тоннеле закрепили металлический футляр, чтобы в просвет заливать бетон.

Всё лето и осень 1995-го ситуацию контролировали.

И вот плывун проявил себя в полной мере: в тоннеле появились выпуклые образования диаметром до 80 см. В начале декабря прорвало нижний прогон. Пути размыло, тоннель заливало. И движение на участке перекрыли.

Прорвало нижний тоннель. Движение поездов перекрыли
Прорвало нижний тоннель. Движение поездов перекрыли

Стали думать, как остановить хлынувший поток, просушить и укрепить тоннели.

Тем временем в срочном порядке устраивали пробки с обоих концов аварийного участка.

К слову, его проседание усилилось многократно. Теперь канал провалился за несколько часов так, как до этого за год. Чтобы покончить с опусканием верхнего тоннеля, нижний решили затопить и за счёт этого сравнять давление на его стенки изнутри и снаружи.

Интересная история? Пишите в комментариях, хотите ли почитать вторую ее часть.

-7

Материал создан при поддержке 76m2

#катастрофа #метро #петербург #авария #строительство

Читайте также: