Найти в Дзене
Транспортный Глобус

История первого низкопольного автобуса МАЗ-103 в Москве

Давайте немного обратимся к истории. Первыми настоящими низкопольными автобусами в столице были белорусские автобусы МАЗ-103. Поступать они стали в начале 21 века в 2000-01 годах.

Помните, из чего тогда состоял парк московского автобуса? В основном это были потрёпанные жизнью Икарусы-280, постепенно исчезали ЛиАЗы-677, заменяясь на своих преемников ЛиАЗы-5256. Где-то между всем этим великолепием мелькали редкие красненькие Мерседесы турецкой сборки.

-2

Но всё это были высокопольные не самые комфортные автобусы. В них было трудно залезать пожилым людям, мамам с коляской. Поэтому, когда эти белорусские красавцы первый раз вышли на московские улицы, смотрелись они тогда очень футуристично! И попасть на такой автобус было прямо праздником: низкопольный, тёплый, плавно ходит, в салоне уютно.

-3

В первой партии в Москву (модификация МАЗ-103.041) тогда пришло около пары сотен таких пепелацев. Поступили они во 2-й, 6-й, 8-й (ФАТП) и 10-й парки. Соответственно, встретить их можно было только в тех краях, где проходили маршруты этих парков (юго-восток, восток, северо-восток и запад). Во всём остальном городе их и близко не было.

-4

Кстати, вы, наверное, заметили, что отличительной особенностью той первой партии была яркая и совершенно разнообразная расцветка автобусов! Такое впечатление, будто была поставлена задача сделать каждую машину индивидуальной!

-5

Каких машин тогда среди них не было: фиолетовые, синие, зелёные, красные.. Жёлто-зелёные, сине-белые.. Тогда было больше свободы в этом плане.

-6

Надо сказать, что до поступления в Москву автобусы МАЗ уже несколько лет как поставлялись в город Минск и по другим городам Беларуси. Повышенная пёстрость пошла оттуда.

-7

Но в 2003-04 годах стали поступать новые партии автобусов МАЗ. На этот раз они приходили под внедрявшиеся тогда активно турникеты, поэтому в них всех была заужена кабина водителя. Это была модификация МАЗ-103.060.

-8

В МАЗах из партии первой поставки кабина изначально была обычная: т.е. правая створка передней двери вела в кабину, а левая - в салон. Но потом, когда турникеты уже ставились на всё подряд, заузили двери и у них.

-9

Автобусы МАЗ новой партии уже были в стандартной бело-зелёной расцветке, в которую окрашивались тогда выпускавшиеся куда более массово автобусы ЛиАЗ.

-10

Для унификации, "озеленили" и МАЗы, хотя никакого "брендбука" (тем более, такого) тогда ещё в столице не было.

-11

Новые МАЗы стали массово поставляться во все парки. Хорошо помню их появление в 16 парке - я тогда учился в МИФИ и часто его маршрутами пользовался. В первый раз увидел его как раз на этом 709-м маршруте, попавшим одним из первых под каток отурникечивания. Очень тогда удивился..

-12

Старым паркам, где уже были МАЗы, тоже доставалось. В 6-м одновременно работали автобусы всех партий.

-13

Автобусы МАЗ-103 работали где-то до середины 10-х годов. С 2013 года их стали списывать и менять на более новый подвижной состав. А к 2016 году были убраны все "цветные" МАЗы из той первой ностальгичной партии.

-14

Автобусы новых партий стали сниматься с линий тоже примерно в этот же период, но некоторые из них проходили до 2017 года. Какие-то ушли в регионы, какие-то были порезаны.

-15

Были также и трёхосные версии этого автобуса МАЗ-107. Хорошо помню, как их было всего штук 10 на весь город, и один из них ходил как раз по моему любимому 275 маршруту (на котором вообще любили тогда всё необычное собирать, как старое, так и новое).

-16

Эти 10 машин были ёщё с родным белорусским табло. Потом под турникеты пришли ещё такие трёхосные МАЗы, но у них были обычные оранжевые табло. Кстати, многие из этих трёхосников оказались в Арзамасе.

-17

Был также и единственный сочленённый автобус МАЗ-105. При том, что в Минске и не только в нём их ходили сотни, в Москву попал, почему-то, только один. Работал всегда на витринном 157-м маршруте.

-18

Последователь модели автобус МАЗ-203 почему-то так и не прижился в Москве. Дело ограничилось лишь опытным образцом, который, кстати, честно отработав свой срок службы, также уже отправился на пенсию.

-19

Но зато троллейбусы СВАРЗ-6275, которые успели массово походить по Москве последние годы, были сделаны как раз из кузовов МАЗ-103!

Так что классические МАЗовские морды с закругляющимся передним стеклом можно было наблюдать аж до августа 2020 года!

-21

Автобусы МАЗ, в целом, очень хорошо себя зарекомендовали, но ничего не вечно. Выпуск этой модели, кстати, прекратился всего год назад. Ещё не так давно их продолжали производить, и где-то ходят совсем свежие 103-е.

-22

По России до сих пор ходит множество МАЗ-103 в разных городах. В отличие от своего ровесника 5256, который стал реальной редкостью.

-23

Среди них должны быть и бывшие москвичи, которых отправили свой век туда дорабатывать. Но многие автобусы были куплены новыми самими городами.

-24

В Москве же осталось два образца для музея - один из новой партии, один из старой. Но про музей вы сами знаете - площадки рабочей пока нет, а когда будет, там вы этих автобусов, как и многих других, всё равно не увидите.

-25

Вот так вот эпоха "Мазиков" стремительно началась и также стремительно закончилась. Интересно, что даже прозвища никакого они не обрели... Кстати, интересно, какая машина и на каком маршруте была последней? И в какие дни прошёл последний рейс МАЗа? Если вы знаете, напишите в комментариях, интересно!

-26