Найти тему
АвиаОбоз

ТОП-10 самых неудачных истребителей. Часть 1

Успех истребителя можно измерить по различным параметрам - по его характеристикам, продажам, боевой эффективности и др. Но, чтобы показать успешность самолета, необходимо сначала принять его на вооружение

Фото: Leonid Faerberg/Wikipedia
Фото: Leonid Faerberg/Wikipedia

Поэтому, вполне естественно, что самые неудачные истребители - это те, которые остались на чертежной доске или не пошли дальше стадии прототипа.

Но для того, чтобы испытать неудачу, самолет должен совершить нечто экстраординарное. Он должен устремиться к звездам и в итоге оказаться в мусорном контейнере. Это должно быть что-то многообещающее в начале, но неэффективное впоследствии.

Конечно, многие потенциально успешные самолеты не запускались в серию по экономическим или политическим причинам, не связанным с авиацией. Например, многие позднесоветские проекты не были воплощены в жизнь из-за финансовых причин после распада СССР, среди них сверхзвуковой Як-41 с вертикальным взлетом и МИГ 1.44. Если бы не развал страны, они, вероятно, были бы построены и стали успешными.

Довольно часто бывает, когда планируемое количество самолетов сокращается или им назначается другая роль, чем предполагалось изначально. Например, самолеты пятого поколения должны заменить четвертое, но в результате из-за дороговизны стали скорее дополнением, чем заменой.

Это - не неудачи, это результат меняющихся обстоятельств. Чтобы считаться неудачным, самолет должен выйти из строя по причинам своих внутренних качеств, что-то с его концепцией или исполнением должно пойти не так.

Но быть неудачным проектом не значит быть плохим во всем. Многие были амбициозными, интересными и могли бы преуспеть, если бы, например, законы физики были немного другими, или бы обнаружился бездонный источник денег, чтобы покрыть их раздутое финансирование.

Итак, давайте рассмотрим некоторые из самых интересных и многообещающих неудач истребителей, которые когда-либо существовали. Порядок в этом списке будет произвольным, но главными критериями являются амбиции и уникальность разработки.

Почетное упоминание: General Dynamics-Grumman F-111B

General Dynamics F-111 Aardvark был умеренно успешным американским проектом с поворотным крылом 60-х годов. Одна из идей, лежащих в его основе, заключалась в создании многоцелевого самолета, который мог бы выполнять практически любую роль, которую могли запланировать американские военные.

Он должен был заменить F-4 Phantom, стоящий на вооружении ВМФ. Невероятно большой, медлительный, он полагался на свою скорость и возможности в бою, но к концу 60-х стало очевидно, что это не лучший вариант.

ВМФ отказался от разработки и остановился на более маневренном Grumman F-14 Tomcat, что дало толчок четвертому поколению истребителей. История подтвердила правильность решения, ведь маневренность стала ключом в будущих боях. Таким образом, хотя F-111B не был таким уж неудачным, он заслуживает некоторого признания, поскольку было бы интересно увидеть альтернативную реальность, когда F-111B попал бы в массовое производство.

F-111B. Фото: USN
F-111B. Фото: USN

10. FMA SAIA 90

Созданный в сотрудничестве с Dornier, SAIA 90 должен был стать представителем четвертого поколения аргентинских истребителей - гордым преемником авиационной промышленности страны, которая была одной из лучших в мире сразу после II мировой войны.

FMA инициировала проект в середине 80-х, и для того времени он был очень амбициозным. Предполагалось использование самых передовых технологий, в результате чего самолет должен был стать конкурентом F-16 и Mirage 2000. Сложная задача для страны с экономикой, чуть большей, чем у американского штата Колорадо.

Это было время мощного экономического спада в Аргентине. Кроме того, 1983 году произошла война за Фолклендские острова. И в добавок, продолжалась некоторая международная изоляция. Все эти обстоятельства внесли свой вклад, но главной причиной неудачи SAIA 90 были непомерные амбиции самолета - он должен был стать невероятно продвинутым, чтобы соответствовать требованиям, которые были слишком велики для производителя.

В конце концов, не было создано даже прототипа, и через пару десятилетий и потраченных впустую денег проект был закрыт.

SAIA 90. Image: Sravps/Wikipedia
SAIA 90. Image: Sravps/Wikipedia

9. IAI Lavi

Сегодня вопрос, потерпел ли неудачу израильский истребитель четвертого поколения Lavi по политическим причинам или или из-за его внутренних недостатков, остается спорным. Дело в том, что разработка проекта была невероятно дорогой. Истребитель был очень продвинутым для того времени, может быть, даже больше, чем SAIA 90, и требовал бюджетных вливаний с середины 70-х годов. Его сторонников обвиняли в том, что они вынашивают важный, но недоработанный проект. И что флот F-16 был бы намного дешевле.

Действительно ли Lavi потерпел неудачу? Вопрос по-прежнему, возникает, поскольку после того, как несколько лет спустя появился китайский Chengdu J-10, многие отметили поразительное сходство с отмененным израильским проектом. Но споры и вторая тайная жизнь только добавляют привлекательности Lavi, этому израильскому самолету, который так и не был запущен в производство.

IAI Lavi. Фото: Bukvoed/Wikipedia
IAI Lavi. Фото: Bukvoed/Wikipedia

8. Northrop XP-79

Самолет попал в наш список только благодаря смелости проекта. Один из первых американских реактивных истребителей и одно из летающих крыльев John Northrop, XP-79 появился в начале 40-х годов, когда было не совсем ясно, что делать с этими новыми быстрыми реактивными истребителями. Поскольку они такие быстрые, не было бы эффективнее просто протаранить их по вражеским бомбардировщикам?

John Knudsen «Jack» Northrop - американский авиационный инженер и промышленник. Был одним из основателей компаний Lockheed в 1927 году и Northrop в 1939 году. Из Википедии

XP-79 изначально задумывался как самолет с ракетным двигателем, который будет вооружен не пушками, а обшивкой из магниевого сплава толщиной 19 мм на передних кромках крыльев, что может прорезать любого врага, как масло. Можно было только представить, как выглядели бы бои таких самолетов.

Управлять им оказалось невероятно сложно - печально известная особенность всех летающих крыльев. Первый прототип разбился в 1944 году, погиб летчик-испытатель, после чего проект был закрыт.

Northrop XP-79B. Фото: USAAF/Wikipedia
Northrop XP-79B. Фото: USAAF/Wikipedia

7. Heinkel He-162

Нацистская Германия изобиловала неудачными проектами истребителей, один смелее другого. Будь то Focke-Wulf Triebflügel, проект по разработке охотника за бомбардировщики вертикального взлета, или Focke-Wulf Ta 183, который, как полагают некоторые специалисты, определил облик первого поколения истребителей. Но ни один из них не был таким провальным, как Heinkel He-162.

Если судить по статистике, то это сложно назвать провалом - их было выпущено более 300 единиц, чем сегодня могут похвастаться далеко не все современные истребители. Но только около 120 было доставлено в части, это меньше, чем те, которые вообще долетели. И даже не известно, проводились ли какие-либо боевые полеты. Говорили, что He-162 то ли сбил, то ли не сбил один британский самолет, но эта версия оспаривается, поскольку большинство самолетов были слишком заняты распадением на части в небе.

He-162 был попыткой создать дешевый и простой в производстве истребитель в то время, когда этот тип самолета все еще оставался делом будущего. Самолет был тяжелым в управлении, до смешного маломощным, ненадежным и вообще неудачным почти по всем параметрам.

Heinkel He-162. Фото: USAF/Wikipedia
Heinkel He-162. Фото: USAF/Wikipedia

Окончание следует...

Источник: AeroTime Hub

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале