9,2K подписчиков

Что делать, если ребенок в детском саду ничего не ест

15K прочитали

Пару раз мне, дошкольному психологу, приходилось работать по запросу: «Ребенок крайне избирателен в еде, в детском саду практически ничего не ест».

Запросов могло быть и гораздо больше. По моим наблюдениям около 30% детей дошкольного возраста – малоешки. И из них процентов 10 не притрагиваются к еде в детсаду.

Часть родителей относятся к этому факту спокойно. Чаще тревожатся воспитатели: «Как же так, ребенок целый день не ел. А вдруг голодный обморок?».

Но для того, чтобы снять с лишнее беспокойство, достаточно понаблюдать за ребенком. Если он:

  • активный в течение дня, как и другие дети;
  • нет перепадов настроения;
  • нормально ходит в туалет;
  • у него не самая высокая заболеваемость в группе – то поводов для беспокойства действительно нет.

Педиатрия давно разработала нормы питания для полноценного роста и развития ребенка. Но жизнь показывает, что преобладающая часть малоеежек по развитию не отличается от своих сверстников. Похоже, что такие факторы, как экологическое и психологическое благополучие, возможность самореализации в хорошо обустроенной игровой среде влияют на их самочувствие гораздо больше.

Важен так же, на мой взгляд, конституциональный тип телосложения. Мне не встречались малоежки среди детей пикнического типа (округлая голова и лицо, короткая шея, нежная кожа, видимые жировые отложения на бедрах и животе).

Чаше всего от тарелок с едой безучастно отворачиваются астеники (худощавость, продолговатая голова, длинная шея и длинные конечности, втянутый живот).

А избирательны в еде атлетики (сильные, подвижные с преобладанием мышечной массы). Как говорил один малыш-крепыш в средней группе: «Если это не колбаса, я это не обожаю». Воспитатели шли на хитрость, рассказывая ему, что сегодня повара варили суп из его любимой колбасы и назвали суп его именем.

***

Что делать воспитателю или психологу, если ребенок в детском саду ничего не ест. Прежде всего, специалисты вправе посоветовать родителям консультацию педиатра по деликатному вопросу. Возможно, ребенка следует пролечить от глистов, паразитов влияющих на отсутствие аппетита.

Еще врачи могут выявить проблему неправильного обмена веществ. Но в этом случае проблемы со здоровьем могут быть гораздо серьезнее. К примеру, по этой причине крайне избирательны в еде дети-аутисты.

Мы же в данной статье рассматриваем проблему плохого аппетита у соматически здоровых детей.

Второй важный момент, на который нужно обратить внимание, прежде всего педагогам-психологам – наличие определенных вкусовых пристрастий у ребенка.

Я просила тех детей, с которыми работала по запросу родителей, нарисовать скатерть-самобранку на которой появилось, всё что нравится есть.

Этому предшествовала маленькая беседа, позволяющая мне убедиться, что ребенок знает о чудесных свойствах сказочной скатерти.

Первый случай. На ужин опять у нас макароны

В первом случае мальчик 5-ти лет нарисовал много палочек на листе бумаге, безучастно объяснив, что это макароны. Сразу после этого он потерял интерес к рисунку и стал задавать массу вопросов по поводу окружающих его игрушек.

Чуть оживился и вернулся к заданию, когда я начала спрашивать, нужно ли нарисовать к макаронам соус: кетчуп например, или сливочный? Согласился на кетчуп. И после этого:

– О, я еще нарисую сосиску. Это вкусно, да, да, да.

Во время второй встречи он опять нарисовал макароны, соус, сосиски и категорически отказался от того, чтобы «посыпать макароны сыром».

– Фу, это гадость! Зачем его только люди придумали.

Беседа по данным рисункам с мамой подтвердила мою догадку: дома действительно чаще всего готовятся именно макароны, так как оба родителя много работают, бабушки нет, времени на готовку не остается. Домочадцы в плане еды неприхотливы. Еще семья часто заказывает по дороге домой пиццу. Но малыш её не ест, так как не любит сыр.

Пару раз мне, дошкольному психологу, приходилось работать по запросу: «Ребенок крайне избирателен в еде, в детском саду практически ничего не ест». Запросов могло быть и гораздо больше.

На завтрак в семье доедают макароны. Иногда мальчик может съесть творог. В садик его ведут с надеждой, что там он будет кушать хорошо.

Такому ребенку просто необходимо развивать вкусовое восприятие, а семье продумать более разнообразное меню.

Хорошо в этом плане занятым семьям помогает мультиварка и комбайн-измельчитель.

Вкусовое восприятие, как и зрительное, слуховое не сформировано в детском возрасте полностью. Оно фрагментарное, избирательное. Ребенок затрудняется описать вкус, свойства блюда.

Из-за фрагментарности многие вкусы воспринимаются не в полной мере. Вот почему человек в детстве терпеть не может некоторые продукты. Но по мере взросления их можно распробовать и полюбить.

Еще вкусовое восприятие подвержено эффекту синестезии, это когда раздражается одна сенсорная система, а отзывается другая. Например, ребенок видит желтый помпон на шапке, а во рту у него сладкий вкус колобочков из дрожжевого теста, которые ему накануне пекла бабушка. Потому что они образно для него похожи.

Или малыш слышит определенную сказку, а во рту…вкус картофельного пюре. Потому что когда мама пыталась накормить его пюре, бабушка развлекала внука этой сказкой.

Ускорить процесс созревания вкусового восприятия нельзя, но важно знакомить ребенка с богатством палитры вкусов

Многие дети просто не интересуются миром еды, пока взрослые не начнут обращать на него внимание.

  1. Полезно просить детей принюхиваться к вкусным запахам пищи на блюде. А так же фантазировать по этому поводу. У нас в одном письменном задании мы помогаем гномам печь пряники. Прошу детей придумать начинку для пряников. В другой раз – гномиков расселяем по домикам. Прошу представить, что из домиков вкусно запахло пирогами. Ребята фантазируют, с чем же пироги испеченные на новоселье.
  2. Интересно угадывать вкусы с закрытыми глазами. Дети очень любят эту игру. Увлекшись не выплевывают даже те продукты, которые они не любят
  3. Масса речевых игр позволяет расширять познания в кулинарии. Называя два признака, попросите ребенка вспоминать блюда.

Что бывает:

  • сладким и мягким;
  • соленым и хрустящим;
  • кислым и сочным;
  • горьким и рассыпчатым.

С 4-5 лет ребенка можно знакомить с процессом приготовления блюд, давать знания о полезных и вредных продуктах.

Второй случай. Ах, это не эстетичная еда

Еще по одному запросу девочка 4-х лет нарисовала на скатерти-самобранке много всего вкусного. Там были котлетки, курочка с хрустящей корочкой, запеченные баклажанчики, яблоки, апельсины и еще масса всякой снеди.

Конечно, рисовать ребенку помогал взрослый, активно поддерживая все её высказывания по поводу еды.

Почему же эта маленькая изящная принцесса ничего не ела в детском саду? Оказалось, из-за того, что в группу пища приносилась в ведрах.

– А ведра, они же грязные, в них поросяткам есть варят.

Сработал выше описанный эффект синестезии. Восприятию девочки сложно было самостоятельно разграничить грязное ведро для хозяйственных нужд, которое было у дедушки-свиновода и похожее (хотя и очень чистое) ведро в детском саду.

***

Можно ли приносить еду из дома, если ребенок в детском саду ничего не ест? Чтобы не нарушать нормы СанПин, требуется, чтобы продукт был в индивидуальной заводской упаковке, не требовал специальных условий хранения и у него был не истекший срок годности. Это могут быть печенья, вафли, соки.

Но чаще воспитатели просят не приносить это в детский сад, так как к полноценному питанию данные продукты не относятся.

– Давайте мы постепенно будем приучать вашего ребенка к нормальной пище. Возможно, за компанию он начнет есть. Лучше забирайте ребенка после сна, если вас тревожит, то что за целый день ребенок может ничего не съесть в детсаду.

Компания активно жующих сверстников – действительно может стать мотиватором. Помню случай, когда во время полдника одна мама заглядывает в группу, а её сын-малоежка дерется за оладьи с другим мальчиком. А дома ведь на подобную еду даже не смотрит.

Когда все дружно работают ложками – еда поглощается активнее
Когда все дружно работают ложками – еда поглощается активнее

В заключении упомяну еще об одном действенном способе повлиять на слабый детский аппетит. Возите ребенка туда, где этот самый аппетит может проснуться: на море, в горы, на пикник на природу. Набегавшись, наплававшись, надышавшись – многие малоешки с аппетитом начинают уплетать за обе щеки. Так просыпается вкус к еде.

Еще заметки о питании:

Кто такие блендерные дети. Как с ними мучаются в детском саду

Рекомендации по разным вопросам собираю здесь: #консультации психолога из детсада

У каждой мамы и педагога детсада есть опыт борьбы с плохим аппетитом. Делитесь в комментариях. Полезного станет больше.