Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Трамвай — любимый вид транспорта советских детей

Когда-то, трамвай был главным городским транспортом, еще начиная со своего прототипа — конки. Я тех времен не застал, поэтому писать о них не буду.

Это не историческая статья, а воспоминания.

Мое осознанное знакомство с трамваем произошло в конце 60-х - начале 70-х. Когда из центра города, где кроме метро и 10-го троллейбуса других видов транспорта я не знал, переехал на Завокзальную.

Первое впечатление было, что смотришь кино — нереально яркий, весь гремящий и звенящий, идущий ходом выбивающимся из общего транспортного потока, трамвай был больше похож на оживший детский аттракцион, чем на средство передвижения. Не хватало только воздушных шариков в оформлении.

Бакинский трамвай
Бакинский трамвай

Мне тогда казалось, что это связано как-то с Детской Железной Дорогой, находившейся где-то неподалеку.

Особую пикантность трамваю придавало то, что он был окрашен в цвет автоматов с газированной водой того времени. Даже формой и округлостью углов чем-то походил. Этакий огромный звенящий аппарат со сладкой газировкой — второй детской любовью, после выносных прилавков с мороженным.

Где-то в Баку
Где-то в Баку

Этим чудеса с трамваем не ограничивались. 99% бакинских детей впервые видели женщину, управляющую автотранспортным средством, именно в трамвае.

Как в начале сороковых женщины сменили, ушедших на фронт мужчин, так традиция и осталась.

Довоенный состав бакинского трамвайного парка
Довоенный состав бакинского трамвайного парка

А еще в трамваях была такая замечательная "вещь", как кондуктор. В автобусах и троллейбусах, они появлялись периодически, а в трамваях были почти всегда.

Ходили с сумочками и рулончиками с билетиками: "За проезд! Кто еще не заплатил за проезд!"

Если правильно сыграть кота из Шрека, то можно было получить вожделенный отрез с десятком билетов, и потом долго хранить его не понятно почему.

Салон
Салон

Также, немаловажным фактором детской любви к трамваям были:

  1. Полупустые вагоны (если это не час пик). Что позволяло почти всегда сидеть и не уступать место.
  2. Огромные обзорные окна и медленная езда, позволявшие крутить головой рассматривая город.
  3. Большое количество пенсионеров, в основном бабушек, которые любили восхищаться "воспитанными" мальчиками и девочками.
  4. Возможность постоять практически рядом с вагоновожатой.
  5. Удивительный сигнал-звонок, резко отличающийся от других видов городского транспорта.

Кончено очень жаль, что в 2004 году с трамваями в Баку было покончено.

Фото 1999 года
Фото 1999 года

Последние из них доживали свой век совсем уж в плачевном состоянии

1999 год
1999 год

А ведь это прекрасный, современный, экологически чистый вид городского транспорта. Ставший очень популярным в Европе последние 20-30 лет.

Разговоры о том, что трамвайную сеть восстановят, ведутся уже лет 10, но воз и поныне там.