Продолжение тем, начало здесь.
ЗАЗ 1102 Таврия
Разработку компактного переднеприводника на смену «ушастому» Запорожцу на заводе Коммунар начали еще в 60-е. Но техническое задание Минавтопрома СССР было утверждено только в 1978 г. Главной целью было догнать и перегнать европейский Ford Fiesta Mk1. Потом ТЗ неоднократно корректировали, оттягивая тем самым запуск автомобиля в серию. Тормозило процесс и отсутствие финансирования. Основные деньги в тот момент вкачивали в АвтоВАЗ, осваивающий «восьмерку».
О каком-то более менее массовом производстве ЗАЗ 1102 можно говорить только начиная с 1988 года. В первые годы машину преследовали детские болезни и отсутствие запчастей, но не они погубили Таврию. Главное, после распада СССР, поставки на экспорт стали резко сокращаться. Как и покупательная способность населения. В итоге продажи рухнули с 53 тыс. в 1993 г. до 1 тысячи в 1997. На ситуацию не повлиял даже выпуск пятидверной модификации 1105 Дана.
От краха украинцев спасла Daewoo, вложив деньги и технологии в модернизацию 1102. Обновленная в 1998 г. Таврия получила приставку «Нова», год спустя на конвейер встал лифтбэк 1103 Славута. Модель продержалась на производстве до 2011 года, но о больших рыночных успехах говорить не приходится.
ВАЗ 2120 Надежда
После появления в 1984 г. первого в мире минивэна Renault Espace, этот тип кузова стал стремительно завоевывать рынок в Европе и США. Не остался в стороне и российский автомобильный флагман. В 1988 г. группа инженеров из Центра стиля АвтоВАЗа предложила начать разработку нового автомобиля с однообъемным кузовом и тремя рядами сидений. Добро на старт проекта дал сам Петр Михайлович Прусов, создатель Нивы, бывший на тот момент заместителем главного конструктора.
Первый макет представили уже в 1989 г., а практически финальный вариант кузова был готов в 1992 г. Но дальше тяжелое финансовое и кадровое положение притормозили проект. Первые машины отправились к дилерам только в 1998 г.
Задумана машина была шикарно. Несмотря на длину всего в 4.2 м, салон обладал отличными возможностями по трансформации. Можно было разместить 7 человек на трех рядах сидений, хоть и без особого комфорта. Или, вынув кресла, сделать плоскую грузовую площадку от кресла водителя до двери багажника. А постоянный полный привод с понижайкой и блокировкой дифференциала позволял без труда передвигаться по любым дорогам.
Но сделана Надежда была безобразно. Качество сборки, и узлов было ужасным. Кузовной металл и краска были такими, что по скорости гниения 2120 могли посоревноваться с УАЗами. Неудивительно, что объем производства не превышал 1000 в год. В 2006 г. машину окончательно сняли с производства.
Volga Siber
После того, как на ГАЗе по разным причинам закончились неудачей собственные разработки легкового автомобиля (3103, 3104, 3105, 3111), проблему решили кардинально. Хозяин Горьковского автозавода Олег Дерипаска в 2006 г. за $150 млн. купил в Америке оборудование, на котором производился Chrysler Sebring второго поколения. Еще $150 млн. ушло на постройку новых цехов посреди картофельного поля и подготовку производства.
Но проект JR41/Сайберне задался с самого начала.
350 производственных роботов Nachi были рассчитаны на американские сети 480 В и 60 Гц, против наших 380/50.
Первые же тесты показали, что американец не приспособлен к суровой российской действительности. И хотя изначально Крайслер хотели запустить в производство без изменений (не считая иных бамперов и светотехники), пришлось в срочном порядке проводить адаптацию. Чем-то это напоминает превращение Fiat 124в «Копейку»…
Несмотря на все трудности, заводчанам удалось поставить Сайбер на конвейер в 2008 г. Планы были оптимистичные: продавать по 60 тыс. машин в год за 540-590 тыс. рублей ($23-25 тыс.) в зависимости от комплектации. Вот только покупатели оказались не готовы отдавать за перелицованный Chryslerне первой свежести такие деньги. Ведь такую же сумму просили за куда более современный Ford Focus в лучшей комплектации. А экономический кризис 2008 г. усугубил ситуацию.
За 2 года с трудом удалось сбыть 9 тыс. машин. И это с учетом того, что их активно закупали за счет бюджета различные ведомства. Сайбер так и оставался убыточным и в 2010 г. приняли решение остановить конвейер. На этом подошла к концу и история легковых автомобилей на ГАЗе, с тех пор в гамме остались только коммерческие модели.
На этом все! А какой авто в российской истории вы считаете самым неудачным?