Кто хорошо помнит популярнейший советский сериал «Место встречи изменить нельзя», тот вряд ли забыл и сцену остросюжетной погони милиционеров за бандитом по кличке Фокс. Причем в ней были задействованы сразу два знаменитых автомобиля – автобус ЗИС-8 и американский «Студебекер» US6. Видимо, чисто по идеологическим причинам, уголовнику достался грузовик, во время Великой Отечественной поставлявшийся в СССР по ленд-лизу, в то время как сотрудники МУРа участвовали в «догонялках» на отечественном транспорте. Причем «американец» как до войны, так и после, пользовался куда большей популярностью. И на это был целый ряд объективных причин.
Конструкция
Studebaker US6 оказался самым массовым импортным грузовиком в Красной Армии, который полюбили буквально все. По сравнению с советскими машинами, он был куда более грузоподъемным, а трехосная база позволяла успешно преодолевать любые фронтовые дороги. Последнему факту способствовала и полноприводная формула 6х6. То есть крутящий момент подавался на все оси, хотя существовала и модификация 6х4. Но при этом, данный армейский грузовик, с конструкционной точки зрения, в США считался достаточно ординарной моделью. Наверняка именно по этой причине в 1941 году было принято решение о его поставках в СССР в рамках ленд-лиза.
Автомобиль оснащался 95-сильным двигателем, простота которого позволяла ему отлично «переваривать» низкокачественное масло и топливо. Все тормоза были гидравлическими, барабанного типа. В паре с мотором работали 5-ступенчатая МКПП и 2-ступенчатая «раздатка», а кабину сделали цельнометаллической, двухместной. При этом «Студер» отличался завидной прытью, так как мог разгоняться на шоссе почти до 70 км/ч. Правда, при езде с грузом этот показатель падал до 30-40 км на «сотню», зато приемлемый уровень бензина обеспечивал грузовику запас хода без заправки в районе 400 км.
«Студер» US6 в Красной армии…
В советской армии US6 занимались преимущественно перевозкой бойцов и грузов. Паспортная емкость американской модели при езде по разбитым дорогам составляла 2,5 тонны, но зачастую ее существенно перегружали, вплоть до 4 тонн. При этом автомобиль упорно «тянул», особо не ломаясь, а при квалифицированном обслуживании, многие экземпляры дожили даже до послевоенных лет. Кроме того, многочисленные модификации позволяли монтировать на шасси самые разные надстройки, в том числе и знаменитые «Катюши». Ну а водители были просто в восторге от кабины военного«Студебекера»: она оказалась настолько объемной, что даже в сложных армейских условиях можно было передвигаться с высоким уровнем комфорта.
…и в «Месте встречи изменить нельзя»
Возвращаясь к погоне за Фоксом в знаменитом фильме, нельзя не отметить, что и «Студер», и ЗИС-8 на тот момент были в весьма плачевном техническом состоянии. Вплоть до того, что едва могли передвигаться. Да и денег на постановку остросюжетных сцен особо не было. Поэтому было принято решение делать один-единственный дубль. Но двигатель у US6 наотрез отказывался заводиться, а до сумерек оставалось совсем немного времени. Понятно, что при том уровне операторской техники, снять что-то в потемках было крайне сложно. И только в последний момент «Студер» все-же стартанул, поехал к Яузе, сбил решетку и упал в воду, что и требовалось создателям картины.
И все же на этом дело не закончилось, ибо в полете грузовик перевернулся вверх колесами, а кабина с двумя каскадерами полностью погрузилась в воду. Они не выныривали примерно с минуту, а когда показались на поверхности, то были облеплены какой-то черной, вонючей субстанцией. Ею оказался речной ил метровой толщины. Ведь перед съемками водолазы дно Яузы не проверяли…