Найти в Дзене
Судострой

Четвёртый траулер проекта СТ-192 уже на воде

"Адмиралтейские верфи" продолжают строительство серии больших траулеров проекта СТ-192. В минувшую пятницу на воду было спущено уже четвёртое судно серии – "Капитан Мартынов".

Спуск на воду траулера "Капитан Мартынов" / Фото: Судострой
Спуск на воду траулера "Капитан Мартынов" / Фото: Судострой

Серия больших морозильных рыболовных траулеров проекта СТ-192 строится для работы в Дальневосточном бассейне по заказу "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК) в рамках программы инвестиционных квот.

В основе – концепт-проект от норвежского бюро Skipsteknisk. Технический проект готовило "Морское инженерное бюро". Над выпуском рабочей конструкторской документации трудятся специалисты КБ "Вымпел".

Строящаяся в России серия для РРПК включает в себя десять единиц общей стоимостью более 80 млрд рублей. Одиннадцатое судно, "Капитан Лиманов" (проект ST-192), уже приступило к промыслу. Его строительство велось за рамками программы инвестквот на турецкой верфи Tersan.

Траулер "Капитан Мартынов" на стапеле перед спуском на воду / Фото: Судострой
Траулер "Капитан Мартынов" на стапеле перед спуском на воду / Фото: Судострой

Траулеры проекта СТ-192 предназначены для добычи минтая и сельди пелагическим тралом в Беринговом и Охотском морях. Судно имеет следующие основные характеристики:

  • длина – 108,2 м;
  • ширина – 21 м;
  • высота борта – 14,3 м;
  • осадка – 8,35 м;
  • водоизмещение – 13760 т;
  • вместимость грузовых трюмов – 5500 куб. м;
  • автономность по запасам топлива – 45 суток;
  • экипаж – 139 человек;
  • мощность – 8120 кВт;
  • скорость – 15 узлов.

Заказчик называет серию СТ-192 "супертраулерами" из-за высокой производительности. Ежесуточно установленная на судне фабрика позволяет перерабатывать до 260 тонн продукции. Хотя, по некоторым классификациям, длина "супера" начинается при длине от 120 м.

Линейка готовой продукции включает филе, фарш сурими, рыбий жир, рыбную муку. За счёт трюмов большой вместимости и производительной рыбофабрики судно сможет вести промысел в отдаленных от берега районах. Обратной стороной этого является высокая численность экипажа с учётом персонала рыбоперерабатывающего комплекса.

Также стоит отметить ряд решений по повышению энергоэффективности судна. Например, систему рекуперации энергии траловых лебёдок, электроэнергетическую установку с плавающей частотой электросети. Всё это должно снизить расход топлива и уменьшить модный ныне углеродный след. Впрочем, подобные решения применяются практически на всех новых строящихся "рыбаках".

Два первых траулера проекта СТ-192 на этапе достройки на воде. Май 2021 года / Фото: Судострой
Два первых траулера проекта СТ-192 на этапе достройки на воде. Май 2021 года / Фото: Судострой

В отличие от Турции, в России ни один траулер проекта СТ-192 пока не передан заказчику. На головном судне "Капитан Вдовиченко", заложенном в январе 2019 года, в настоящее время идут швартовные испытания. До конца 2021 года ожидается выход на ходовые испытания, и, по оптимистичным оценкам, подписание приемного акта.

На воде достраиваются второй траулер "Механик Маслак" и третий "Механик Сизов". Теперь компанию им составляет "Капитан Мартынов".

Третий траулер "Механик Сизов" / Фото: Судосрой
Третий траулер "Механик Сизов" / Фото: Судосрой

По данным заказчика, завершение строительства "Капитана Мартынова" запланировано на 2022 год. Произойдет ли это событие в намеченные сроки, покажет время. Если корабелам "Адмиралтейских верфей" удастся полностью отработать технологию постройки на головном судне серии, это вполне реально. По крайней мере, опыт турецких коллег показывает, что это возможно.