Найти тему

Электро муфта привода вентилятора легковых отечественных автомобилей. Правда или МИФ?

Здравствуйте уважаемые читатели моей статьи. На улице похолодало. Пора подумать о подготовке к зиме своего автомобиля. Чтобы освежить память об его устройстве, решил почитать книгу по автоделу.

Досталась мне она от отца, по он ней занимался в школе. Да, да в былые времена в школах обучали автоделу, были гаражи, где как правило, стояли ГАЗончики, доставшиеся от автобаз или колхозов.

Я, к сожалению, их не застал. Однако большой гараж был и у нас в школе.

Читаю раздел по системе охлаждения, вспоминаю случаи на работе, когда работал механиком участка. И на одном абзаце меня как будто бьёт молния, я нахожу то, что до этого не знал:

"В системе охлаждения двигателей ЗМЗ-53, ЗМЗ-24 и АЗЛК-412 для поддержания наивыгоднейшего тепловогорежима вентилятор приводится электромагнитной фрикционной муф­той (рис. 23), которая включается и выключается автоматически в зави­симости от температуры охлаждающей жидкости.

Муфта состоит из электромагнита 2, установленного вместе со шкивом 1 на ступице 5 водя­ного насоса, и ступицы 3 вентилятора, соединенной пластинчатой пру­жиной с якорем, свободно вращающимся на двух шариковых подшип­никах. Катушка электромагнита соединена с тепловым реле, датчик которого установлен в верхнем бачке радиатора.

-2

Когда температура охлаждающей жидкости достигает 90—95 °С, контакты реле замыка­ются и в катушку электромагнита поступает ток от аккумуляторной батареи автомобиля, якорь притягивается к электромагниту и ступица вентилятора начинает вращаться. При понижении температуры ох­лаждающей жидкости до 80—85 °С контакты реле размыкаются и вентилятор отключается.

В принципе, о применении электромуфты в приводе вентилятора на импортных автомобилях я слышал. Так же слышал, что такой агрегат применяли на ранних двигателях УЗАМ 412. Вроде как, потом, с целью удешевления конструкции от них отказались. Но достоверных данных, подтверждающих это, я не встречал.

О применении электро муфты вентилятора в системе охлаждения двигателей ЗМЗ 53 и ЗМЗ 24 вообще не слышал.

Думаю , что неплохая система для двигателей с продольно расположением. К примеру, на Москвиче стоит мощный вентилятор, в холодное время электро муфта обеспечит быстрый прогрев. А при превышении рабочей температуры двигателя, двигатель быстро охладиться.

Заинтересовавшись этим агрегатом, я нашёл о нем немного информации на drive2:https://www.drive2.ru/l/462568666047709332/.

Один из пользователей пишет, что минусом системы охлаждения с электро муфтой является повышенная нагрузка на подшипники водяного насоса. Т.к. вместе со ступицей вала помпы вращается и массивный магнит, не мало весит и сам агрегат в сборе. Но посмотрите внимательно на рисунок: там 3 подшипника-один на валу помпы, и 2 на якоре ступицы вентилятора. Так что, считаю его утверждение неверным.

А что вы думаете по поводу применения электро муфты в системе охлаждения двигателей легковых автомобилей. Пишите своё мнение в комментариях. Буду рад услышать Вашу точку зрения.

Спасибо за внимание! Удачи Вам и Вашим железным коням!

В статье использовались материалы из учебного пособия Автомобиль под редакцией И.П. Плеханова: М."Просвещение", 1975г.

#система охлаждения автомобиля #электро муфта привода вентилятора #москвич-412 #змз 53 #змз 24 #ГАЗ 53А #ГАЗ 24 #советский автопром