Мотоцикл ИЖ-Юпитер был создан в 1957 году и назывался ИЖ-58. Выпуск мотоциклов ИЖ-Ю начался только в 1961 году в городе Ижевске на машиностроительном заводе. Годом позже, начался выпуск мотоциклов ИЖ-Планета, который отличался от ИЖ-Ю только двигателем.
Первые модели КПП мотоциклов ИЖ-Ю, выпущенные с 1961 года уже имели автомат сцепления. Трос спидометра был подключен к переднему колесу, воздушный фильтр с контактно-масляной конструкцией. Все электрооборудование было 6-вольтовое. Сиденье мотоцикла легко снималась, над карбюратором и воздушным фильтром устанавливался кожух и многие от него отказывались.
Двигатель ИЖ-Ю — двухцилиндровый, двухтактный, имеющий воздушное охлаждение. Для создания двигателя ИЖ-Юпитер применили поршневую от К-175 с двухканальной продувкой. Коленвал двигателя сборный, прессованный. Мотоцикл имел 4 передачи, которые включались ногой с левой стороны. Кикстартер на одной точке с переключателем скорости на разных валах. Объём двигателя получился 347 см³ и мощность 18 л. с.
Двигатель ИЖ-П — одноцилиндровый, с объемом 346 см³, мощность 12 л. с., КПП идентичное с мотоциклом ИЖ-Ю.
Мотоциклы ИЖ-Ю и ИЖ-П модернизировались поочередно и в 1965 году начали выпускать ИЖ-Ю-2 и ИЖ-П-2.
Мотоцикл ИЖ-П-3 серийно начали выпускать с 1970 года. С 1971 года выпускался мотоцикл ИЖ-Ю-3 с двигателем мощностью 25 л. с. Мотоциклы получили знак качества СССР, окраска техники стала светлой: белой и голубой. Появились фонари поворота и стоп сигнал.
До службы в Советской Армии я немного успел поездить на мотоцикле ИЖ-Ю-3 с коляской и без него. ИЖ-Ю-3 зимой плохо запускался, в отличие от ИЖ-П, на головке цилиндра был установлен декомпрессор. Декомпрессор очень удобная штука, когда (перельёт) карбюратор. Особенностью ИЖ-П любой модели является то, что при запуске от кикстартера можно было получить обратный толчок и повредить ногу.
Дальнейшая модернизация мотоциклов ИЖ-Ю и ИЖ-П привела к тому, что повысилась мощность двигателей до 28 л. с., и мотоциклы ИЖ-Ю-4 стали считаться самыми не надёжными из-за перегрева двигателя. Из-за изменения каналов и окна продувки топливной смеси, в картере двигателя происходил перегрев.
Учитывая опыт с двигателями мотоцикла ИЖ-Ю-4, на мотоцикле ИЖ-Ю-5 убавили мощность двигателя до 25 л. с. Мотоцикл ИЖ-П-5 имел мощность 22 л. с., мощность 12-вольтового генератора 140 ватт, для увеличения искры, при запуске сделали кнопку отключения возбуждения якоря генератора.
В конце 80 — гг началась путаница в маркировке мотоциклов ИЖ-Ю и ИЖ-П. У знакомого, в настоящее время, есть купленный с магазина с документами на ИЖ-Ю-6, на нем топливный бак, фонарь от 5 модели, а бардачок и щиток приборов от 4 модели.
Первоначально, он хотел купить ИЖ-П, но узнав, что можно вывихнуть ногу, решил купить ИЖ-Ю с коляской. Перед покупкой он объездил магазины, чтобы найти мотоцикл с двигателем ИЖ-Ю-5.
Мотоциклом пользуется более 30 лет и несколько раз перебрал, сейчас он на пенсии, но летом ездит до дачи и в лес.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"