Найти в Дзене
EPC Academy

330 кВ под водой. Часть 2.

#epc_academy #history #аварии #управление

Это длинная, но крайне полезная и интересная история. Советуем ознакомиться с Частью 1

В этой статье речь пойдёт о строительстве морского участка кабельной линии 330 кВ ПС «Василеостровская» - ПС «Северная».

Четырёхкилометровый участок начинается на северо-западном берегу Васильевского острова, в районе улицы Кораблестроителей, а заканчивается на Лахте в районе башни Газпрома (Лахта Центра), таким образом пересекая Финский залив. В ноябре и начале декабря 2010 года в Финском заливе удалось только выполнить гидрографическую съемку дна полосой 10 метров по предполагаемой трассе кабельной линии и начать работы силами ЦКБ МЧС по поиску и разминированию взрывоопасных предметов в зоне производства работ. Эти работы были выполнены благодаря поздним морозам, Финский залив покрылся льдом после 20 декабря.

Дело в том, что срок окончания строительно-монтажных работ на кабельной линии был заранее определён – это декабрь 2012 года. В 2013 году начинался основной этап строительства Западного Скоростного Диаметра (ЗСД) через острова Васильевский и Крестовский, в том же году на другом берегу Финского залива начиналось строительство Лахта Центра. Именно поэтому до начала этих строек надо было установить охранную зону КЛ 330 кВ «Северная-Василеостровская-Завод-Ильич». Кабельная линия, введённая в эксплуатацию, имеет охранную зону ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 м, таким образом устанавливаются четкие границы зоны, в которой запрещается ведение любой деятельности.

Оставалось не так много времени на проектно-изыскательские работы, на получение разрешений и допусков, изготовление кабеля, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ. На You Tube можно найти короткий и очень информативный ролик под названием «Подводная прокладка кабеля 330 кВ», фильм рассказывает о морской части этого проекта.

❗️План реализации проекта был следующий: к концу мая 2012 года получить необходимые разрешения для производства работ, получить утверждённую Заказчиком рабочую документацию, законтрактовать кабель, заключить договоры на дноуглубительные работы, на водолазные работы, на фрахт судна-кабелеукладчик, на выполнение гидрографических работ и расчёт объёма поднятого со дна грунта, на найм тренчера для заглубления кабеля в грунт на глубину до 2 метров.

К началу сентября датское судно «Henry P. Landing» становится под погрузку на заводе «Prysmian Group» в соседней Финляндии, недалеко от Хельсинки, принимает на борт четыре кабеля по 4200 метров каждый и через два дня приходит в Санкт Петербург. К этому же времени к нам прибывают немецкие специалисты со своей техникой, самоходной баржей и тренчером «NESSIE-III» с плужной распашкой.

В течении месяца, к началу или максимум в середине октября прокладку электрического и оптико-волоконного кабелей планировали закончить и уйти с воды, начиналась осенняя непогода с понижением температуры воздуха и воды, ветрами, наводнениями.

К началу октября для соединения подводного и подземного кабелей в местах выхода на берег Васильевского острова и Лахты, должны быть готовы переходные кабельные колодцы и в целом закончены работы по подземной части проекта.

Обеспечить готовность линий, общей протяжённостью 21,5 км, и их присоединение на ПС «Северная» и ПС «Завод Ильич» в декабре, для подачи напряжения и проведение комплексного опробования.

📍📚Что такое тренчер «NESSIE-III»? Это самоходная установка, способная вести работы по укладке кабелей или трубопроводов диаметром от 100 до 450 мм под водой на глубине не более 10 метров. Установка названа в честь лох- несского чудовища Несси. На фотографии работы ведутся в период отлива на атлантическом побережье Англии, плуг находится на заднем плане и видна только распаханная траншея за тренчером. Рубка управления и дизель мощностью 485 л.с., расположены на площадке в верхней части установки и всегда находятся над водой, в зависимости от глубины изменяется высота подъёма площадки над гусеничной платформой.

Тренчер «NESSIE-III»
Тренчер «NESSIE-III»

Результаты изысканий в морской части трассы кабеля и бурение через каждые 100 метров вселяли уверенность в правильности выбранного способа укладки кабеля, ведь ширина гусениц установки более 1 метра, поэтому удельное давление на грунт 0,23 кг/см2 - 0,48 кг/см2, в зависимости от веса прокладываемого кабеля или трубопровода. Для сравнения давление человека весом 100 кг на землю 0,4 кг/см2.

На следующей фотографии, сделанной в период сборки тренчера на Васильевском острове, виден плуг с фрезой, который во время работы погружается на нужную глубину в грунт. При работе под водой, траншея с уложенным в неё кабелем, замывается грунтом за счёт струй воды, подаваемых под большим давлением через форсунки, расположенные в задней - изогнутой части плуга. Габариты машины в рабочем положении, длина 15,6 м, ширина 6,7 м, высота 12,2 м.

-2
Сборка тренчера «NESSIE-III» на Васильевском острове.
Сборка тренчера «NESSIE-III» на Васильевском острове.

В конце мая 2012 года работы по прокладке подземной части кабельной линии, начатые осенью 2011 года, шли полным ходом. По работам на воде получены все необходимые разрешения и согласования, разработан ППР, разработаны специальные ТУ на проектирование и строительство кабельных линий по титулу проекта. На тот момент в ПУЭ отсутствовали требования к КЛ 330 кВ, поэтому генпроектировщик из Санкт-Петербурга ЗАО «Роспроект» разработал специальные ТУ, которые были согласованы ГОССТРОЕМ РФ, а проектирование кабельных линий с момента начала проекта вёл Санкт-Петербургский ЗАО «Энергопроект».

Гидрографическая съёмка дна, полосой шириной 100 метров показала, что глубина Финского залива колеблется от 0,5 метра около Васильевского острова, до 8 метров на Петровском фарватере. Кроме Петровского, кабельная трасса пересекает ещё один менее значимый Лахтинский фарватер.

Судно- кабелеукладчик, построен как понтон без собственной энергетической установки, максимальная осадка в полном грузе 3,2 метра, длина 82 метра, ширина 21 метр. Для возможности работы судна предстояло соорудить канал шириной 60 метров, длиной почти 4 км и глубиной 4,5 метра. По дну канала прокладываются четыре нити силового электрического кабеля с заглублением от 1 до 2 метров и расстоянием между ними 10 метров, кроме того, прокладывался оптико-волоконный кабель. По расчётам проектировщиков предстояло извлечь со дна и перевести в отвал около 400 тысяч кубических метров земляных масс.

Судно-кабелеукладчик «Henry P. Landing» и буксир «THOR» в Санкт-Петербурге
Судно-кабелеукладчик «Henry P. Landing» и буксир «THOR» в Санкт-Петербурге

В июне, после получения разрешения Капитана порта на выполнение работ в акватории Финского залива, приступили к дноуглубительным работам. Предварительно водолазы компании ООО «Балтспецфлот» обследовали дно и освободили от крупных валунов и каменных глыб зону производства работ. По расчётам через три месяца в сентябре, можно будет начинать тренчерную прокладку кабеля, судовладелец «Henry P. Landing», изготовитель кабеля «Prysmian Group» и немецкая компания «Christoffers» владелец тренчера, подтвердили сроки готовности.

Многочерпаковый земснаряд СЗ 601 с самоходной шаландой ШС 18
Многочерпаковый земснаряд СЗ 601 с самоходной шаландой ШС 18

Понимая, что сроки выполнения работ беспрецедентны, была мобилизована вся самая на тот момент производительная дноуглубительная техника в регионе.

В акватории одновременно работали пять земснарядов. С каждым земснарядом работали самоходные шаланды для перемещения извлеченного грунта в отвал на расстояние около 50 км, всего их было 14-15. Земснаряд, это несамоходное плавательное средство, длиной от 50 до 70 метров, шириной 13-15 метров, с экипажами до 12 человек при круглосуточной работе в две смены, поэтому перестановка судов осуществлялась с помощью буксира, он же обеспечивал заводку якорей. Якорь заводится вперёд по координатам на трассе движения, и во время работы лебёдка подтягивает земснаряд к якорю. Пересечения Петровского фарватера происходили в интервалы времени, согласованные диспетчером порта. Ширина Петровского фарватера составляет 80 метров и понятно, что после прокладки кабеля в его охранной зоне будут запрещены любые работы. Поэтому в согласовании разрешения на работы от ФГУП «Росморпорт» было указание расширить фарватер до 160 метров и предъявить результаты после окончания работ.

Многочерпаковый земснаряд СЗ 503
Многочерпаковый земснаряд СЗ 503
Ближний к берегу Васильевского острова справа одноковшовый СЗ 111. Рядом с парусной яхтой, одноковшовый СЗ 551
Ближний к берегу Васильевского острова справа одноковшовый СЗ 111. Рядом с парусной яхтой, одноковшовый СЗ 551
Земснаряд «Бастион» с ШС 62, на заднем фоне берег Лахты.
Земснаряд «Бастион» с ШС 62, на заднем фоне берег Лахты.

«Бастион» - это одноковшовый, штанговый плав-экскаватор. Построен в Австрии в 1985 году. Оснащён 18 метровыми заколами, которые опускаясь и погружаясь в грунт позволяют ему зафиксировать рабочее положение, максимальная глубина копания до 18 метров. Объём ковша 6,5 м3, производительность от 50 до 250 м3/час, в зависимости от категории грунта.

В итоге на достаточно небольшой площади, в зоне активного судоходства, одновременно работало около 20 судов под руководством специалистов ООО «Балттехники», к чести этих ребят, они блестяще справились с задачей, за время работы не произошло ни одного инцидента, угрожающего жизни или здоровью людей. Кроме планирования и организации безопасной работы, надо было обеспечить снабжение флотилии топливом и водой, команды питанием, запасными частями и ремонтом. При пересечении земснарядами Петровского фарватера, якоря заводились на противоположную от рабочей сторону. По предупреждению диспетчера, работа земснаряда останавливалась, якорный трос сбрасывался в воду и пропускалось идущее по фарватеру судно. По Петровскому ходят суда из Малой Невы, Большой Невки и «Метеоры» от Дворцовой набережной в Петергоф, когда мимо пролетает на скорости 60-70 км/ч «Метеор» это впечатляет.

Для контроля объёмов выполненных работ, оценки текущей ситуации и сроков проекта регулярно специалистами ООО «Гидробалт», в прошлой жизни офицеры ВМФ, производилась гидрографическая съёмка зоны производства работ. Забегая вперёд, скажем, что качество выполняемой работы было подтверждено приёмкой с первого раза гидрографической службой ФГУП «Росморпорт» расширения Петровского фарватера до 160 метров.

Следите за продолжением на нашем Телеграм канале

В следующей статье мы расскажем про трудности, с которыми столкнулись при реализации данного проекта! Ценнейший опыт реальных профессионалов только на нашем канале!