Найти в Дзене
Авто-дао Дзена

Почему летчики катают ведро на вертолетах

В программу чемпионатов в вертолетном спорте в наши дни входит такой необычный вид соревнований, как катание ведра с водой, прикрепленного к этому летательному аппарату.

Пока вертолет летит, участники соревнования должны управлять им так, чтобы вода не расплескалась.

А это, как вы понимаете, очень сложно: ведро изо всех сил болтается при движении, ветер добавляет качки, любой резкий маневр вертолета – и вся вода выливается...

Причем нужно не только пролететь с таким «строптивым» ведром по определенному маршруту, но и аккуратно водрузить его в намеченный небольшой круг. Даже кружок – диаметром всего-то на пару сантиметров больше диаметра самого ведра.

И всё это надо сделать быстрее своих соперников.

Между прочим, российские спортсмены лидируют в вертолетном спорте и даже охотно делятся своим опытом с пилотами из других стран. Скажем так, учат их катать ведро и выполнять многое другое…

Что за странности? Нужен ли вообще этот #спорт и правильным ли делом занимаются такие чемпионы?

Кадр со stephanh.com
Кадр со stephanh.com

Одни называют это вертолетным слаломом, другие – подготовкой к cпacaтeльным работам.

А третьи вспоминают историю летного транспорта:

  • 1-й винтокрылый летательный аппарат поднял в воздух человека только спустя 4 года после полета братьев Райт, т. е. в 1907 г.
Это было обусловлено созданием правильного винта и достаточно легкого двигателя внутреннего сгорания.

#История указывает, что это был еще только предок вертолета – жироплан. Поднимался он, правда, довольно низко и всего на пару минут. Да и летал не самостоятельно, а лишь в сопровождении механиков. Они бежали рядом и поддерживали 4 несущих винта.

Идеи же создания вертолетов витали в научной среде уже давно – от древних китайцев до Леонардо да Винчи и от Михайлы Ломоносова до Павла Кузьминского с его «Руссолетом».
  • 1-м вертолетчиком в том же 1907 г. был признан француз, конструировавший велосипеды, – Поль Корню. Его #полет длился всего 20 секунд, но принес изобретателю славу;
  • в #СССР 1-м серийным отечественным вертолетом стал Ми-1, впервые осуществивший полет в 1948 г.;
  • наиболее же активно этот #транспорт стал использоваться в 1950-х гг., прежде всего в народном хозяйстве и армии;
  • а уже после появился и стал развиваться вертолетный спорт.

Со временем начали проводить всесоюзные чемпионаты. Их участники совершали полеты на вертолетах:

1) по кругу на точность;

2) по заданному маршруту на скорость;

3) с вертикальным взлетом и посадкой на окаймленную препятствиями площадку величиной всего 30 x 30 метров (сами участники называют это задание «посадка в колодец»);

4) с зависанием на высоте при подъеме на борт пассажира;

5) и проч.

1-й же чемпионат мира был проведен в 1971 г. в ФРГ по модели, разработанной советской Федерацией вертолетного спорта.

Уже в наши дни участники соревнований должны показать умения в навигации, развозке грузов, полете на точность и в том самом слаломе.

Обычно полное ведро в рамках этого слалома надо транспортировать через 6 ворот в одну и другую стороны, а потом поставить в центр стола (уже названный круг диаметром чуть больше диаметра ведра: 22 сантиметра).

За каждый миллиметр (!) выхода ведра за пределы этого круга назначается штрафной балл. Максимальный штраф (300 баллов) присуждается, если ведро сорвалось и упало.

Знаете, какое время на всё это дается? Думаете, минут 5-6? Нет. Всего-то 135 секунд. Если время превысило 4 минуты, участника дисквалифицируют.

А затем уже судьи определяют расстояние и уровень воды.

Причем для точности измерения и для равенства в условиях конкурса всех участников в каждом ведре делаются по 9 отверстий (1 сантиметр каждое). По ним определяется уровень воды.

Сложно не расплескать воду из ведра, даже если нести его в руках, передвигаясь бегом на своих двоих. А уж перенести его прикрепленным внизу под вертолетом – это высший пилотаж!

И те, кто справится с таким заданием, с полным правом могут считаться асами вертолетного дела, смогут выполнять cпacaтeльные работы при тyшeнии пoжapoв и многое другое.

Вот зачем летчики катают ведра на вертолетах.

В продолжение темы читайте мой Дзен-пост «Что находится в кабине пилотов самолета (фото из реальной кабины)?».

#вертолеты #самолеты