Замена масла в двигателе – не сложная, но ответственная операция, которая должна выполняться во время каждого ТО. Однако даже в официальных дилерских центрах, не говоря уже о гаражных сервисах, часто нарушают технологию данной процедуры. Некоторые ошибки при замене масла в ДВС могут привести к загрязнению свежей технической жидкости и ухудшению её свойств, утечке масла, преждевременному износу или повреждению деталей мотора и системы выпуска отработанных газов.
Ошибка №1. Несоблюдение интервалов замены. Большинство автовладельцев ориентируются на указанный в таблице сервисного обслуживания интервал 15 000 км пробега. При этом мало кто обращает внимание на приписку под ней, что интервал замены необходимо сократить вдвое при эксплуатации в тяжелых условиях. А если кто-то и замечает, то уверен, что его автомобиля это не касается. Между тем, анализы отработанной жидкости из ДВС показывают, что противоизносные присадки в нем срабатываются обычно за 5 000–10 000 км. Причем чем более экономичным и экологичным является масло – тем меньше оно служит.
Ошибка №2. Замена на холодную. При проведении замены масла температура двигателя должна быть не менее 70 ℃. Если мотор остывает, вязкость масла повышается, оно сливается медленнее и не полностью, а наиболее тяжелые отложения оседают на внутренних поверхностях мотора.
Ошибка №3. Неполный слив жидкости. Стремясь побыстрее закончить работу с одной машиной и перейти к следующей, механики зачастую закручивают пробку сливного отверстия, не дождавшись слива отработки. В результате солидная часть старого масла и основные загрязнения остаются в картере. По технологии слив должен осуществляться до тех пор, пока жидкость не перестает уходить самотеком. Обычно процесс занимает около 5 минут. В идеале после этого желательно откачать остатки масла из картера при помощи специального шприца.
Ошибка №4. Неверный момент затяжки сливной пробки. Оптимальный момент затяжки пробки сливного отверстия поддона картера – 30–35 Нм (точное значение для конкретных моделей указано в руководстве по ремонту). При недостаточной затяжке масло будет медленно уходить через образовавшуюся неплотность. В лучшем случае это приведет к частичной потере и необходимости доливки жидкости, а также мойки защитного пыльника и поддона снаружи. В худшем – двигатель будет работать на сухую, пока владелец не заметит падение уровня. Перетягивать пробку также нежелательно – можно сбить резьбу или шлицы, что в итоге грозит обернуться заменой поддона.
Ошибка №5. Повторное использование уплотнительного кольца пробки. Между пробкой или болтом сливного отверстия и поддоном картера размещается алюминиевое или медное уплотнительное кольцо. Именно оно обеспечивает плотное прилегание и частично гасит усилие, прикладываемое при затяжке. Данная деталь является одноразовым расходником, так как при затягивании пробка деформируется. При повторном, а тем более многократном использовании, шайба не выполняет своих функций в полном объеме.
Ошибка № 6. Затяжка масляного фильтра съемником. В инструкции по установке масляных фильтров четко указано, что затягивать фильтр необходимо вручную. Это существенно снижает риск повреждения резьбы и довольно тонкого корпуса. При монтаже необходимо использовать съёмник, который не повреждает корпус масляного фильтра.
Ошибка №7. Недолив и перелив. Масло в двигатель нужно заливать до отметки MAX. Уровень следует контролировать после заливки количества жидкости, соответствующего заправочному объему, указанному в инструкции, кратковременного запуска на 20-30 секунд и остановка мотора. Существенное превышение объема заливки может привести к неправильной работе системы вентиляции картерных газов и утечке масла через сальники. При его недостатке, особенно если мотор склонен к угару, возможно масляное голодание, повышенная нагрузка на насос и детали ЦПГ.
Помимо соблюдения технологии замены масла, необходимо уделить внимание подбору расходных материалов. На рынке запчастей довольно часто встречаются поддельные фильтры и технические жидкости низкого качества. При самостоятельной покупке необходимо убедиться в подлинности продукции. Риск того, что в сервисном центре, предоставляющем гарантию на работы и документы на приобретаемые запчасти, зальют поддельное масло, минимальный, так как обычно оно закупается напрямую у дистрибьюторов бренда в бочках большого объема. Ещё один плюс в данном случае заключается в возможности заплатить исключительно за необходимый объем жидкости, избежав покупки лишней канистры.