Разговорам о замене штатного УАЗа на более современную версию продолжаются уже почти половину века. А «четыреста шестьдесят девятый» все еще находится на боевом дежурстве. На фоне появления очередной современной альтернативы мы решили вспомнить самые интересные машины, которые могли заменить привычный УАЗ в армии. Если очередной проект будет признан успешным, ветеран окончательно уйдет на заслуженную пенсию к 2023 году.
«Стрела КБМ ВПК»
Та самая недавняя новинка, показанная на форуме «Армия-2021». Позиционируется как штатная машина для перевозки командного состава армии, поэтому не имеет брони и вооружения.
За основу можно считать семейства ГАЗель-NEXT и Соболь-NEXT и Горьковского автозавода. По сути, машина почти полностью унифицирована с ними. Голливудского лоска добавляет агрессивный внешний вид, а в остальном этот автомобиль довольно типичен для ГАЗа. Здесь есть задний привод, заграничный дизельный мотор Cummins ISF 2.8 мощностью в 157 лошадей. Возможна его замена на мотор из серии ЯМЗ. Разработчики утверждают, что с внедорожными качествами у «Стрелы» все в порядке: заявлена максимальная скорость в 120 км/ч, запас хода в 670 километров и способность преодолевать водные препятствия до метра глубиной. При этом авторы проекта сразу дали знать, что планируется еще и гражданская версия внедорожника.
«Стрела»
Еще один внедорожник с похожим названием был представлен в прошлом году. За разработку ответственна все та же Военно-промышленная компания (сокращенно ВПК).
В отличие от новой версии, прошлогодний внедорожник сразу был оснащен броней, защищающей от подрыва мин под колесами, а также водометом, призванным помогать в преодолении водных преград.
Тогда еще не планировалась установка отечественного мотора, поэтому единственным вариантом был импортный дизель мощностью в 200 лошадиных сил при объеме в 2,8 литров. Заметно и другое отличие: в салоне могли разместиться до 7 пассажиров (практически полное отделение пехоты).
«Скорпион-2М»
По сути, это УАЗ, у которого не вышло заменить другой УАЗ. «Скорпион-2М» базировался на УАЗ-3159 и -3162, но отличался непривычной шириной кузова. Проект рассматривался примерно 10 лет назад, но не имел успеха. Скорее всего, из-за зависимости от импорта: в прототипе применялись моторы из Польши и трансмиссии из Кореи. Потом «Скорпион» вернулся с литерой «М» и имел серьезные шансы на фоне шума о полном переоснащении армии России. Но пал жертвой бюрократии — проект так и застрял на стадии согласований.
Немного о характеристиках: хоть от импортных комплектующих отказаться так и не удалось, собственная платформа была доведена до ума. При массе в 2,5 тонны был заявлен запас хода в 1000 километров при максимальной скорости в 130 км/час. Вместимость салона составляла восемь человек, а по желанию заказчика возможно было добавление брони и установка крупнокалиберного пулемета.
«Сержант»
Этот необычный внедорожник также планировался как замена штабного УАЗа. В формах угадывается название прародителя: «Нива». Заявленные особенности впечатляют. Легкий кузов из композитных материалов должен был уметь становиться невидимым на радарах. Кроме того, выигрыш в весе позволяет десантировать авто с самолета и форсировать водные преграды (до 0,7 метра глубиной).
Бюро «Парсек», ответственное за разработку, призналось, что вдохновлялось багги «Бора», который должен был стать экзотикой для заграничных покупателей еще в 90-ые годы. Но ни «Бора», ни «Сержант», так и не ушли дальше выставочных залов.
«Вагон»
Еще одна разработка ульяновцев. Еще в конце прошлого века те сотрудничали с Министерством обороны в разработке замены «четыреста шестьдесят девятого». Машина получила индекс -3172, по всем параметрам она превосходила привычный «козлик». Из интересных деталей: 100 лошадиных сил в моторе, 9 мест в салоне, тонна возможной полезной нагрузки, возможность преодолевать метровые броды и не только. Что любопытно, со всеми испытаниями внедорожник успешно справился, но в 1993 году так и остался еще одной жертвой кризиса.