Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Первый массовый советский мотоцикл — Л-300 «Красный Октябрь». Очередной немецкий клон?

На Олдаймер-Галерее в этом году, которая впервые прошла в Санкт-Петербурге, было показано очень много интересных единиц старой техники.

В прошлой статье я рассказал вам про фургончик на шасси автомобиля «Москвич-400-420К». Рядом с ним стоял мотоцикл с гордой надписью «Красный Октябрь» на бензобаке.

Он называется Л-300 и считается первым советским массовым мотоциклом.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В середине 1920-х годов мотопромышленности в СССР фактически не существовало.

В то время правительство Высшего Совета Народного Хозяйства выбирало пути организации производства мотоциклов и сделало ставку на создание мотоциклов собственной разработки, а также на постройку специальных заводов для их производства.

Но вскоре стало очевидно, что процесс разработки мотоцикла с нуля, а также организация его производства — процесс очень трудоёмкий, а главное — затратный.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Тогда пошли по более простому пути: взяли за основу модель иностранного производства и адаптировали её под советские реалии.

В качестве прототипа использовали немецкий мотоцикл DKW Luxus 300, но группа конструкторов из ленинградского КБ во главе с Петром Можаровым (он разработал первые пять мотоциклов Иж) хорошо поработали, чтобы немец в конечном счёте стал первым советским массовым мотоциклом.

Первые 25 экземпляров были выпущены на заводе «Промет», входящем в трест «ТРЕМАСС» в сентябре 1930 года. Эти мотоциклы известны как Тремасс-300.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Большую часть компонентов мотоцикла производил завод «Красный Октябрь», а с 1933 года там было организовано полномасштабное производство.

Так мотоцикл получил своё окончательное название Л-300. «Л» обозначала Ленинград, а 300 — объём двигателя 300 кубических сантиметров.

Тогда же мотоцикл получил фирменную надпись «Красный Октябрь» на бензобаке, выполненную в голубом и синем цветах.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Мотоциклы Тремасс-300 и Л-300 участвовали во Всесоюзном испытательном пробеге и прошли 4631 километр между Ленинградом и Москвой через Нижний Новгород и Харков.

Л-300 использовался в мотоспорте и даже каскадёрами. А еще именно этот мотоцикл в 1933 году установил первый рекорд скорости СССР для мотоциклов, который составил 80 км/ч.

«Октябрята», как их нежно прозвали впоследствии, также применялись в Красной Армии – в качестве мотоциклов разведки и связи.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Конструкция мотоцикла была классической для тех лет. На Л-300 использовалась штампованная рама на болтах, пружинная передняя подвеска и неподрессоренная задняя.

Одноцилиндровый двухтактный двигатель имел рабочий объем 293 кубических сантиметров и развивал 6 л.с. при 3000 об/мин (6,5 л.с. у поздних модификаций).

Обратите внимание на удобные широкие подставки для ног и ручное переключение трехступенчатой коробки передач при помощи небольшого рычага.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Крутящий момент от двигателя передавался на заднее колесо посредством цепной передачи.

Мотоцикл весом 125 кг мог разгоняться до 80 км/ч и расходовал в среднем 4,5 литра на 100 километров.

Электрооборудование у Л-300 было наиболее проблемным местом. В маховичном магдино одна катушка обслуживала зажигание, а две другие соединялись с небольшой фарой.

У мотоцикла не было ни заднего фонаря, ни сигнала.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Проблема с передней фарой заключалась в том, что на больших оборотах двигателя лампочка нередко перегорала.

На первой передачи она светила неплохо, но при переходе на 2-ю и 3-ю яркость заметно снижалась.

Это, конечно, было весьма неудобно при движении в ночное время суток, когда мотоциклист хотел всё же лучше видеть дорогу на больших скоростях.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Мотоциклы собирали не на конвейере, а на стационарных постах. То есть практически как корабли на стапелях.

Всё начиналось с рамы, на которую навешивали все остальные детали, которые постепенно подносили к посту сборки.

Добавьте сюда проблемы с качеством комплектующих и задержки в их производстве, и вы поймете, почему в месяц Л-300 собиралось столько, сколько современные мотозаводы делают в день.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Производство Л-300 продолжалось до 1939—1940 годов. Всего за это время успели выпустить 1669 экземпляров.

Привезённый на Олдтаймер Галерею экземпляр был изготовлен в 1938 году.

До наших дней дошло не так много мотоциклов этой модели, а тех, что находятся в идеальном состоянии можно пересчитать по пальцам.

Один из таких, например, можно увидеть в коллекции Вячеслава Шеянова.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов