На Олдаймер-Галерее в этом году, которая впервые прошла в Санкт-Петербурге, было показано очень много интересных единиц старой техники.
В прошлой статье я рассказал вам про фургончик на шасси автомобиля «Москвич-400-420К». Рядом с ним стоял мотоцикл с гордой надписью «Красный Октябрь» на бензобаке.
Он называется Л-300 и считается первым советским массовым мотоциклом.
В середине 1920-х годов мотопромышленности в СССР фактически не существовало.
В то время правительство Высшего Совета Народного Хозяйства выбирало пути организации производства мотоциклов и сделало ставку на создание мотоциклов собственной разработки, а также на постройку специальных заводов для их производства.
Но вскоре стало очевидно, что процесс разработки мотоцикла с нуля, а также организация его производства — процесс очень трудоёмкий, а главное — затратный.
Тогда пошли по более простому пути: взяли за основу модель иностранного производства и адаптировали её под советские реалии.
В качестве прототипа использовали немецкий мотоцикл DKW Luxus 300, но группа конструкторов из ленинградского КБ во главе с Петром Можаровым (он разработал первые пять мотоциклов Иж) хорошо поработали, чтобы немец в конечном счёте стал первым советским массовым мотоциклом.
Первые 25 экземпляров были выпущены на заводе «Промет», входящем в трест «ТРЕМАСС» в сентябре 1930 года. Эти мотоциклы известны как Тремасс-300.
Большую часть компонентов мотоцикла производил завод «Красный Октябрь», а с 1933 года там было организовано полномасштабное производство.
Так мотоцикл получил своё окончательное название Л-300. «Л» обозначала Ленинград, а 300 — объём двигателя 300 кубических сантиметров.
Тогда же мотоцикл получил фирменную надпись «Красный Октябрь» на бензобаке, выполненную в голубом и синем цветах.
Мотоциклы Тремасс-300 и Л-300 участвовали во Всесоюзном испытательном пробеге и прошли 4631 километр между Ленинградом и Москвой через Нижний Новгород и Харков.
Л-300 использовался в мотоспорте и даже каскадёрами. А еще именно этот мотоцикл в 1933 году установил первый рекорд скорости СССР для мотоциклов, который составил 80 км/ч.
«Октябрята», как их нежно прозвали впоследствии, также применялись в Красной Армии – в качестве мотоциклов разведки и связи.
Конструкция мотоцикла была классической для тех лет. На Л-300 использовалась штампованная рама на болтах, пружинная передняя подвеска и неподрессоренная задняя.
Одноцилиндровый двухтактный двигатель имел рабочий объем 293 кубических сантиметров и развивал 6 л.с. при 3000 об/мин (6,5 л.с. у поздних модификаций).
Обратите внимание на удобные широкие подставки для ног и ручное переключение трехступенчатой коробки передач при помощи небольшого рычага.
Крутящий момент от двигателя передавался на заднее колесо посредством цепной передачи.
Мотоцикл весом 125 кг мог разгоняться до 80 км/ч и расходовал в среднем 4,5 литра на 100 километров.
Электрооборудование у Л-300 было наиболее проблемным местом. В маховичном магдино одна катушка обслуживала зажигание, а две другие соединялись с небольшой фарой.
У мотоцикла не было ни заднего фонаря, ни сигнала.
Проблема с передней фарой заключалась в том, что на больших оборотах двигателя лампочка нередко перегорала.
На первой передачи она светила неплохо, но при переходе на 2-ю и 3-ю яркость заметно снижалась.
Это, конечно, было весьма неудобно при движении в ночное время суток, когда мотоциклист хотел всё же лучше видеть дорогу на больших скоростях.
Мотоциклы собирали не на конвейере, а на стационарных постах. То есть практически как корабли на стапелях.
Всё начиналось с рамы, на которую навешивали все остальные детали, которые постепенно подносили к посту сборки.
Добавьте сюда проблемы с качеством комплектующих и задержки в их производстве, и вы поймете, почему в месяц Л-300 собиралось столько, сколько современные мотозаводы делают в день.
Производство Л-300 продолжалось до 1939—1940 годов. Всего за это время успели выпустить 1669 экземпляров.
Привезённый на Олдтаймер Галерею экземпляр был изготовлен в 1938 году.
До наших дней дошло не так много мотоциклов этой модели, а тех, что находятся в идеальном состоянии можно пересчитать по пальцам.
Один из таких, например, можно увидеть в коллекции Вячеслава Шеянова.