Найти тему
Russos

Тот самый борт из Кандагара

Однажды я снимал в АТБ (Авиационно-техническая база) аэропорта Домодедово, где проходил текущий технический регламент Ил-76ТД RA-76842. Да, это самый борт, который был захвачен в августе 1995 года боевиками исламского движения «#Талибан» (запрещено в РФ). Был также захвачен экипаж самолета: КВС Владимир Шарпатов и семь членов экипажа.

Напомню, что случилось. Тут я процитирую вики:

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД борт RA-76842 с 7 членами экипажа на борту по заказу афганского правительства в рамках межправительственного соглашения с Албанией, вопреки решению СССР и РФ (как правопреемницы последнего) о прекращении поставок оружия, боеприпасов и топлива конфликтующим сторонам в Афганистане, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана (Албания)—Кабул (#Афганистан) с грузом стрелковых боеприпасов.

Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» (запрещено в РФ) Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителем (по другим данным — двумя) МиГ-21 движения «Талибан» (запрещено в РФ) и принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана» (запрещено в РФ).

Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов экипажу было позволено время от времени под вооружённым конвоем поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

16 августа 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег на своём же самолёте — через Иран в Объединённые Арабские Эмираты. При очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс и топливо не было слито. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию через Среднюю Азию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в Шарджу (ОАЭ).

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики вернулись в Казань.

А теперь давайте посмотрим на этот борт и прикоснемся к истории.

Под флагом авиакомпании «Авиакон Цитотранс» он совершил полеты более  чем в сто стран мира, посетил больше пятисот аэропортов. Не раз  участвовал в ликвидации последствий стихийных бедствий и гуманитарных  катастроф.
Под флагом авиакомпании «Авиакон Цитотранс» он совершил полеты более чем в сто стран мира, посетил больше пятисот аэропортов. Не раз участвовал в ликвидации последствий стихийных бедствий и гуманитарных катастроф.
Для нормальной эксплуатации самолета его через определенные промежутки времени подвергают техническому осмотру и проверке.
Для нормальной эксплуатации самолета его через определенные промежутки времени подвергают техническому осмотру и проверке.
Борт загоняют в специальный ангар.
Борт загоняют в специальный ангар.
За парковку самолета тоже надо платить :)
За парковку самолета тоже надо платить :)
Тщательный осмотр остекления кабины и крепления. Часть винтов была заменена. Обратно их вворачивают с герметиком и красят.
Тщательный осмотр остекления кабины и крепления. Часть винтов была заменена. Обратно их вворачивают с герметиком и красят.
Внутри грузовой кабины. За облицовкой скрыто различное оборудование.
Внутри грузовой кабины. За облицовкой скрыто различное оборудование.
Рабочее место штурмана.
Рабочее место штурмана.
Техник настраивает реверс у двигателя № 1.
Техник настраивает реверс у двигателя № 1.
Приборная доска.
Приборная доска.
Проверка ламп.
Проверка ламп.
Кабина Ил-76ТД.
Кабина Ил-76ТД.
Грузовая кабина.
Грузовая кабина.
Единственная вещь, которая напоминает о годовом плену у талибов.
Единственная вещь, которая напоминает о годовом плену у талибов.
Идет регулировка реверса.
Идет регулировка реверса.
И мойка грязных мест.
И мойка грязных мест.
Основные стойки.
Основные стойки.
Ильюшин Ил-76ТД
Ильюшин Ил-76ТД
Наконец-то все основные работы были закончены и самолет пора вывозить из ангара.
Наконец-то все основные работы были закончены и самолет пора вывозить из ангара.
Водило подсоединено.
Водило подсоединено.
Двери ангара открыты.
Двери ангара открыты.
Выкатка.
Выкатка.
Если верить интернет ресурсам, борт все еще летает. Сейчас ему почти 27 лет.
Если верить интернет ресурсам, борт все еще летает. Сейчас ему почти 27 лет.