Однажды я снимал в АТБ (Авиационно-техническая база) аэропорта Домодедово, где проходил текущий технический регламент Ил-76ТД RA-76842. Да, это самый борт, который был захвачен в августе 1995 года боевиками исламского движения «#Талибан» (запрещено в РФ). Был также захвачен экипаж самолета: КВС Владимир Шарпатов и семь членов экипажа.
Напомню, что случилось. Тут я процитирую вики:
3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД борт RA-76842 с 7 членами экипажа на борту по заказу афганского правительства в рамках межправительственного соглашения с Албанией, вопреки решению СССР и РФ (как правопреемницы последнего) о прекращении поставок оружия, боеприпасов и топлива конфликтующим сторонам в Афганистане, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана (Албания)—Кабул (#Афганистан) с грузом стрелковых боеприпасов.
Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» (запрещено в РФ) Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителем (по другим данным — двумя) МиГ-21 движения «Талибан» (запрещено в РФ) и принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.
Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана» (запрещено в РФ).
Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов экипажу было позволено время от времени под вооружённым конвоем поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.
16 августа 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег на своём же самолёте — через Иран в Объединённые Арабские Эмираты. При очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс и топливо не было слито. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию через Среднюю Азию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в Шарджу (ОАЭ).
В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики вернулись в Казань.
А теперь давайте посмотрим на этот борт и прикоснемся к истории.