ГАЗ-21 – один из самых знаковых автомобилей в истории советской промышленности. Седан с нестареющим дизайном был мечтой многих водителей-современников. Несмотря на прошедшие десятилетия, "Волга" по-прежнему имеет множество фанатов. Любители ретро-техники годами ищут хорошо сохранившиеся варианты, а реставраторы тщательно подходят к восстановлению машин. Особой ценностью обладают экспортные экземпляры модели, которых осталось совсем мало.
Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Разработка ГАЗ-21 стартовала ещё в начале 1950-х годов. Руководством была поставлена задача создания преемника "Победы" с улучшенными характеристиками. Над проектом трудились десятки инженеров и дизайнеров, а уже в середине десятилетия был создан первый опытный образец.
ГАЗ-21 во-многом создавался под влиянием американской школы автомобилестроения. Во внешнем виде машины легко узнать черты "Фордов", "Шевролетов" и "Плимутов" тех лет. Тем не менее, "Волга" оказалась достаточно самобытной, лишь мелкие детали, такие как спидометр в виде полусферы, позаимствовали у западных машин.
Техническое оснащение модели было полностью разработано отечественными инженерами. Сжатые сроки оставили свой отпечаток – не все использованные решения можно считать удачными. Например, двигатель ГАЗ-21 имел хорошие характеристики даже на фоне западных агрегатов. С другой стороны, в конструкции автомобиля применяли шкворни, от которых в Европе и Америке уже повсеместно отказывались.
ГАЗ-21 можно считать одним из первых отечественных автомобилей, который стал массово поставляться за границу. Серийное производство модели началось в 1957-м, а уже через год на предприятии в Горьком создали специальный отдел, занимающийся экспортом. Объём вывозимых за рубеж автомобилей почти сразу составил треть от общего числа выпущенных машин.
Основными потребителями ГАЗ-21 были страны социалистического блока и союзники, но множество экземпляров также поставлялось в Англию, Бельгию, Швецию и другие страны. Иностранные владельцы советского автомобиля по достоинству оценивали его ходовые качества. В северных странах "Волгу" ценили за отличную проходимость, которой не обладали многие европейские автомобили.
Экспортная версия ГАЗ-21 имела немало отличий от обычной версии. Внешне определить "Волгу" для зарубежного рынка можно было по обилию хромированных элементов и деталей из нержавеющей стали. Экспортные экземпляры проходили более строгий контроль со стороны ОТК. Несмотря на это, количество жалоб со стороны зарубежных потребителей было достаточно высоким. Например, лишь за 1958 год из Финляндии ГДР поступили претензии более чем на 50% проданных автомобилей.
Техническая составляющая экспортной версии ГАЗ-21 также отличалась от обычной. Двигатель седана адаптировали к использованию европейского бензина марки Regular (Октановое число 80, определённое по моторному методу). Изменения позволили форсировать силовой агрегат – экспортный ЗМЗ-21Е(Д) выдавал мощность 80-85 лошадиных сил. Стандартный ЗМЗ-21 имел показатели на 10 лошадиных сил меньше.
Ещё дальше ушли бельгийцы, которые заказывали у Горьковского автозавода машинокомплекты "Волги". Западные инженеры отказались от ЗМЗ и внедрили сразу три дизельных двигателя на выбор: Perkins (мощность неизвестна), Rover (65 л. с.) и Peugeot (58 л. с.). Версии с европейскими двигателями вызывали больше доверия у западных потребителей, а стоимость эксплуатации машины значительно снижалась за счёт экономии на топливе.
Модификация для южных стран предусматривала дополнительные доработки в салоне, например, руль производили из термоустойчивого пластика. Кузовные элементы подвергали дополнительной защите от коррозии, а, по слухам, в состав всех резиновых элементов автомобиля добавляли антимоскитные вещества.
Основой для конкурентоспособности ГАЗ-21 на европейском рынке стала низкая цена. В СССР позволить себе "Волгу" могла небольшая часть населения, зато в Европе проводилась политика демпинга. Среднеразмерный советский седан продавали по цене миниатюрного "Фольксваген Жук". Такой подход позволял привлечь потенциальных покупателей и дефицитную валюту в экономику, однако, продавать автомобили приходилось чуть ли не в убыток.
Со временем качество исполнения ГАЗ-21 становилось лучше, сотрудники предприятия вносили необходимые изменения, автоматизация сборочного процесса возрастала. Информация о привлекательном и недорогом седане из СССР распространялась по всему миру. Часть экспортных экземпляров всё же оставалась на родине, при наличии хороших связей желающие могли заполучить модификацию для зарубежного рынка.
Точной информации о количестве поставленных за границу ГАЗ-21 нет. Всего предприятие выпустило почти 640 000 экземпляров седана с учётом машинокомплектов, поставленных в другие страны. Учитывая темпы экспорта в начале производства, можно предположить, что за рубеж поставили не менее 100 000 автомобилей. Некоторые из них сейчас можно встретить в частных коллекциях.