Найти тему

Что должен делать тренер на тренировке?

Оглавление

Тренер может долго корпеть над планом занятия и придумать, в конце концов, отличную тренировку. Но успешность работы тренера лишь в меньшей степени определяется планированием - основная часть работы тренера всё-таки в поле. Именно там происходит процесс обучения и воспитания.

В предыдущей статье, пару дней назад, мы определили главную цель тренера на тренировке, а также, что ему следует сделать, чтобы постараться достичь этой цели. Обязательно прочитайте по этой ссылке, если ещё нет. Но, помимо основной цели, у тренера есть ещё и задачи воспитания личностей и обучения футболу. И их решение, по большей части, зависит от того, что и как он делает на тренировках.

Photo by Alyssa Ledesma on Unsplash
Photo by Alyssa Ledesma on Unsplash

Сегодня как раз и выясним, что должен делать тренер на занятии и как ему следует себя вести, чтобы оно действительно было эффективным и полезным.

Непосредственно перед тренировкой

Ещё до того, как ваши дети пришли на тренировку, вы должны проверить безопасность площадки, об этом мы как раз говорили в предыдущей статье. Это может и не даст вам дополнительную энергию и уверенность, но точно убережёт от непредвиденных и неприятных неожиданностей.

И вот дети начинают приходить! Помните, о чём мы говорили ранее? И для тренера, и для ребёнка очень важен контакт на тренировке. И вот этот момент, когда ваши подопечные только заходят на площадку - это идеальный момент для установления контакта. Да, тренировка ещё не началась, но поздороваться и поймать тот самый эмоциональный контакт - крайне важная штука. Тем более, что это намного проще сделать, когда вы общаетесь непосредственно 1 на 1, а не с группой в целом.

Поздоровайтесь и улыбнитесь! Искренне и непринуждённо. Это и есть лучшее установление контакта. И такой способ подходит для любого возраста. И уже здесь вы сможете уделить внимание каждому ребёнку. Вы ведь помните, насколько это важно!

Эмоциональная включённость

Все тренеры разные, поэтому то, как они проявляют себя во время тренировки - это сугубо индивидуальная черта каждого, а значит, эмоциональная вовлечённость тренера может проявляться совершенно по-разному. Некоторые тренеры, со стороны, могут показаться сухими и чёрствыми, но если к нему приходят футболисты (при условии, что у них есть выбор), значит наши ощущения нас обманывают, или мы просто не видим полноценной картины.

На самом деле, от кого нельзя скрыть свою вовлечённость - так это от своих футболистов. Они её как раз очень хорошо чувствуют. Старшие дети и взрослые могут долгое время и не показывать того, что они видят «отсутствие» тренера - к такому поведению их приучила школа или ВУЗ, где многим часто приходится скучать на неинтересных уроках или парах.

А вот младшие ребята к такому поведению ещё не способны - там очень легко понять, что тренер эмоционально не включён. Тогда дети будут постоянно выпадать из тренировки, заниматься своими делами, их сложно будет собрать с первого раза, а упражнения будут выполняться спустя рукава. И не потому, что они такие лентяи, а потому, что тренер своим пример показывает, как можно относиться к делу.

Для того, чтобы тренеру стало проще включаться эмоционально, нужно всего две вещи: искренняя заинтересованность тренера и отсутствие стеснения и боязни показаться смешным перед детьми. И если с заинтересованностью тренера ничего поделать нельзя - ему это либо нужно, либо нет. То вот стеснение и боязнь можно побороть, воспитать в себе уверенность, натренировать - если можно так сказать.

У многих тренеров, которые только встают на этот путь, особенно если они уже достаточно взрослые, есть эта невидимая стена - между ними (взрослыми) и детьми. И вот с одной стороны этой стены они стоят чуть выше, чем дети с другой. Но стоит им убрать то, что ставит их выше, и оказывается, что никакой стены на самом деле нет. И если сейчас она есть в подсознании у тренера, то ему просто нужно стараться и тренироваться, также как и его футболистам, каждый раз пробовать и не бояться, только так, через опыт, получится эту стену преодолеть.

Изучение своих футболистов

Помимо того, что тренер должен уделять внимание всем своим футболистам: общается, когда нужно подсказывает и помогает, поддерживает и вдохновляет - во всём этом процессе нужно изучать своих подопечных. Ведь все они разные. У каждого свой характер, свои привычки и нормы поведения, да и в целом, у каждого есть свои особенности. И вот, чтобы быть с человеком на одной волне, чтобы суметь донести до него важные футбольные или нет идеи, знания и принципы, нужно хорошо знать эти самые особенности каждого вашего футболиста.

Наблюдайте за ними, общайтесь с ними, интересуйтесь как у них дела в чём-то помимо футбола. Только так получится хорошо узнать и понять каждого.

Следить нужно не только за тем, как выполняются упражнения, но и за тем, что он (она) делает в паузах, как ведёт себя с другими футболистами. Общаться можно и нужно на совершенно разные темы, даже лучше, если это будет не про футбол. Так можно лучше понять, как он думает и размышляет, а также, что его ещё интересует. Поэтому не бойтесь общаться с каждым вашим футболистом - это очень важный и очень действенный инструмент в руках тренера.

Что в итоге?

Тренеру, не важно работает он со взрослыми футболистами или ещё с детьми, необходимо общаться со своими подопечными, быть искренним и заинтересованным в их росте и развитии. Помимо этого, нужно следить за безопасностью и уделять внимание каждому на тренировке. И вот тогда ему удастся провести такое занятие, которое будет полезным и эффективным как для футболистов, так и для тренера.