Найти тему

Знаменитый ярко желтый, единственный в России IAR-823

Игорь Леонидович и его ярко жёлтый самолет с красным килем и большими красными звездами знаком практически всем частным пилотам в России. Игорь Леонидович участник многих слетов, авиашоу и просто путешественник.

Сегодня я хочу рассказать и показать его легендарный самолет IAR-823.

IAR 823 — румынский многоцелевой учебно-тренировочный самолёт с возможностями лёгкого штурмовика, разработанный в 1970 году инженером Раду Маникатиде (Radu Manicatide) совместно с Institutul de Mecanica Fluidelor si Cercetari Aerospatiale (IMFCA) для ВВС Румынии.

-2

Постройкой прототипа занимались на заводе Intreprinderea de consructii aeronautice (ICA) в Брасове. Его первый полет состоялся 10 июня 1973 года. Второй экземпляр самолета, с регистрационным номером YR-MEA, демонстрировался на выставке в Фарнборо в 1974 году.

-3

IAR-823 предназначен для начального обучения пилотов и для обучения применения авиационного вооружения. Так же самолет может использоваться в роли связного (пилот и четыре пассажира). Так же самолет можно использовать в конфигурации - один пилот и носилки для раненого и один фельдшер, или один пилот с 500 кг груза.

-4

После успешных испытаний было выпущено две серии самолетов (первая из 60 машин, вторая из 20). Основным заказчиком стали ВВС Румынии (58 самолетов). Кроме того часть самолетов была поставлена в румынские (12) и венгерские авиаклубы (4). В февраля 1981 года 12самолетов IAR-823 были поставлены в Анголу для ENAM (национальной военной авиашколы).

Официально IAR-823 не был снят с вооружения ВВС Румынии, но фактически последние экземпляры были выведены из состава в 1995-96 гг. Начиная с 1999 года самолеты стали пользоваться спросом у частных лиц в США. К 2005 году было закуплено 48 экземпляров IAR-823.

-5

Единственный экземпляр этого самолета Игорь Леонидович привез в разобранном виде из Америки. Первоначально полетав на нем там.

фото из личного архива Игоря Леонидовича
фото из личного архива Игоря Леонидовича

Самое интересно это не просто единственный в России, а именно тот самый Второй выпущенный и участвующий на выставке в Фарнборо в 1974 году.

IAR-823 является цельнометаллическом низкопланом с убирающимся трехопорным шасси. На самолете стоит поршневой авиадвигатель Lycoming IO-540-G1D5, мощностью 290 л/с. Может развивать максимальную скорость 310 км/ч, а крейсерская составляет 290 км/ч . Винт с изменяемым шагом, двухлопастной, Hartzell.

Самолет полностью пилотажный для двух человек.

фото из личного архива Игоря Леонидовича
фото из личного архива Игоря Леонидовича

Игорю Леонидовичу самолет достался в "потрёпанном", но летающем состоянии. По приезду в Россию его довели до заводского состояния. Заново окрасили, установили новое навигационное оборудование Dynon Skyview

Заменили кресла и обшивку внутри кабины. За место родных кресел установили автомобильные, но они на практике оказались тяжёлыми и не удобными для полета, пришлось реставрировать родные.

В настоящее время Вы можете его увидеть на частном московском аэродроме "Северка" или на всевозможных авиационных мероприятиях проводимых в нашей стране.

-11

ЛТХ:


  • Размах крыла - 10 м;
  • Длина - 8.24 м;
  • Высота - 2.52 М;
  • Площадь крыла - 15 м2;
  • Масса пустого - 900 кг;
  • Максимальная взлетная - 1500 КГ;
  • Объём баков - 360 л;
  • Тип двигателя 1 ПД Textron Lycoming IO-540-G1D5
  • Максимальная скорость - 310 км/ч ;
  • Крейсерская скорость – 290 км/ч;
  • Перегоночная дальность – 1800 км;
  • Практическая дальность – 800 КМ;
  • Макс скороподъемность - 450 м/мин ;
  • Практический потолок – 5600 м;
  • Макс. эксп перегрузка – 6;
  • Экипаж - 1-2 чел;
  • Полезная нагрузка - до 4 пассажиров;
  • Вооружение(опционально): боевая нагрузка - 300 кг на 2 узлах подвески легкие бомбы, ПУ 70-мм НУР, контейнеры с 7.62-мм или 12.7-мм пулеметами
-12