Историю того, как американец McCormick-Deering 15-30 стал советским СХТЗ-15/30 можно посмотреть в моих предыдущих рассказах об этом типе.
А здесь мы посмотрим на некоторые неохваченные ранее детали.
Например, систему впуска и выпуска.
Начнём с высокой трубы слева от моторного отсека.
Повыше её подняли для того, чтобы уменьшить количество пыли засасываемой впускным трактом при работе в поле.
Облако пыли вокруг пашущего или боронящего трактора и сейчас является проблемой, забивая фильтры и повышая износ двигателя.
А сто лет назад и фильтров нормальных не было и материалы цилиндров и поршней были существенно менее износостойкими.
Вот и пытались уменьшить загрязнение воздуха перед мотором поднимая воздухозаборник повыше.
Заодно таким способом увеличивается глубина преодолеваемого брода, что очень полезно для пересечённой сельской местности с мелкими ручьями, небольшими речками и без нормальных мостов.
В нижней части находится большая бочка воздухоочистителя.
Инструкцию к СХТЗ-15/30 мне пока найти не удалось, а вот пару страниц Operators Manual по его американскому предку я прочитал.
Там указано, что воздух чистится водой.
То есть, в этой бочке вода, уровень и чистоту которой надо проверять ежедневно, а при особо пыльных работах - дважды в день.
Воздух поступает в бочку снизу, проходит через механический фильтрующий элемент, погруженный в воду, очищается и уходит в двигатель.
А вот с выпускной системой так не заморачивались.
Короткая выхлопная труба торчит слева.
Ничего похожего на глушитель не наблюдается.
Не считать же за него вот это сферическое утолщение-уголок на выхлопной.
Открыв правую створку капота можно увидеть сам двигатель.
Четыре тоннеля в головке блока - для свечей.
Назначение навесного мне досконально неизвестно, но не думаю, что сильно ошибусь предположив, что это водяная помпа и генератор/магнето.
Система зажигания утрачена (она была на площадке с четырьмя отверстиями).
Приводных ремней тоже нет, зато видна лопасть вентилятора радиатора.
Рабочее место тракториста.
Не имеет некоторых деталей, которые мы видели в прошлых рассказах про СХТЗ-15/30, но есть и ряд "новых" уцелевших элементов.
У этой машины сиденье на одном пружинящем элементе (не то, что в Порхове, где при восстановлении добавили вертикальную стойку, полностью исключившую любое облегчение жизни тракториста).
Рычаг КПП, как обычно, утрачен, зато над коробкой хорошо виден рычаг включения барабана привода стационарных механизмов.
А на рулевой колонке есть странный поворотный механизм с мелкими зубчиками.
Предположу, что он как-то связан с регулировкой угла зажигания или обогащения смеси.
На последнем кадре можно увидеть точное месторасположение шильдика завода производителя (правая задняя сторона моторного щита под баком перед водителем).
На этих фотографиях трактор из города Гдов в Псковской области.
Историю того, как он попал в музей я публиковал в отдельном рассказе.