Найти тему
ru-memorials

Детали СХТЗ-15/30

Историю того, как американец McCormick-Deering 15-30 стал советским СХТЗ-15/30 можно посмотреть в моих предыдущих рассказах об этом типе.

А здесь мы посмотрим на некоторые неохваченные ранее детали.

Например, систему впуска и выпуска.

Начнём с высокой трубы слева от моторного отсека.

-2

Повыше её подняли для того, чтобы уменьшить количество пыли засасываемой впускным трактом при работе в поле.

Облако пыли вокруг пашущего или боронящего трактора и сейчас является проблемой, забивая фильтры и повышая износ двигателя.

А сто лет назад и фильтров нормальных не было и материалы цилиндров и поршней были существенно менее износостойкими.

Вот и пытались уменьшить загрязнение воздуха перед мотором поднимая воздухозаборник повыше.

Заодно таким способом увеличивается глубина преодолеваемого брода, что очень полезно для пересечённой сельской местности с мелкими ручьями, небольшими речками и без нормальных мостов.

-3

В нижней части находится большая бочка воздухоочистителя.

Инструкцию к СХТЗ-15/30 мне пока найти не удалось, а вот пару страниц Operators Manual по его американскому предку я прочитал.

Изображение: https://www.agkits.com/mccormick-deering-15-30-tractor-operators-manual-htih-o1530.aspx
Изображение: https://www.agkits.com/mccormick-deering-15-30-tractor-operators-manual-htih-o1530.aspx

Там указано, что воздух чистится водой.

То есть, в этой бочке вода, уровень и чистоту которой надо проверять ежедневно, а при особо пыльных работах - дважды в день.

Воздух поступает в бочку снизу, проходит через механический фильтрующий элемент, погруженный в воду, очищается и уходит в двигатель.

А вот с выпускной системой так не заморачивались.
Короткая выхлопная труба торчит слева.

-5

Ничего похожего на глушитель не наблюдается.
Не считать же за него вот это сферическое утолщение-уголок на выхлопной.

-6

Открыв правую створку капота можно увидеть сам двигатель.
Четыре тоннеля в головке блока - для свечей.
Назначение навесного мне досконально неизвестно, но не думаю, что сильно ошибусь предположив, что это водяная помпа и генератор/магнето.
Система зажигания утрачена (она была на площадке с четырьмя отверстиями).
Приводных ремней тоже нет, зато видна лопасть вентилятора радиатора.

-7

Рабочее место тракториста.
Не имеет некоторых деталей, которые мы видели в прошлых рассказах про СХТЗ-15/30, но есть и ряд "новых" уцелевших элементов.

-8

У этой машины сиденье на одном пружинящем элементе (не то, что в Порхове, где при восстановлении добавили вертикальную стойку, полностью исключившую любое облегчение жизни тракториста).

-9

Рычаг КПП, как обычно, утрачен, зато над коробкой хорошо виден рычаг включения барабана привода стационарных механизмов.
А на рулевой колонке есть странный поворотный механизм с мелкими зубчиками.
Предположу, что он как-то связан с регулировкой угла зажигания или обогащения смеси.

-10

На последнем кадре можно увидеть точное месторасположение шильдика завода производителя (правая задняя сторона моторного щита под баком перед водителем).

-11

На этих фотографиях трактор из города Гдов в Псковской области.
Историю того, как он попал в музей я публиковал
в отдельном рассказе.