При езде на автомашине с МКПП ошибаются и новички, обладающие малым опытом взаимодействия с механикой, и ветераны, причиняющие урон трансмиссии по привычке. Рассмотрю несколько ошибок, вредящих механической КПП.
№1 Повышенный уровень нагрузки
Весьма стремительно можно ушатать сцепление, быстро стартуя на светофоре путём резкого вдавливания педали в пол.
Отдельная история, когда «мастера», выжимая сцепление, вначале доводят мотор до высоких оборотов, а далее отпускают левую педаль, чтобы резко ускориться.
В данной ситуации повышается изношенность и выжимного подшипника, и вообще всех компонентов сцепления. Серьёзный вред узлу причиняет и такое торможение движком на холмистых спусках, при котором автомобилист переходит сразу на 2-3 скорости «вниз».
Кроме того, сцепление перестанет работать раньше заявленного производителем срока при таких обстоятельствах – буксирование тяжеловесного прицепа на горных автодорогах, на бездорожье либо при обильном количестве снега.
№2 Неопытность начинающих водителей
Новички ошибаются тем, что целиком не выжимают сцепление до того, как переключить передачу. В итоге случаются трансмиссионные толчки, наносящие ущерб конструкции сцепления и КПП.
Другая ошибка, присущая новобранцам – преждевременное усиление подачи газа. В результате ДВС ревёт на больших оборотах, однако автотранспорт не начинает двигаться, т.к. шофёр до сих пор не отпустил сцепление.
При дальнейшем, зачастую быстром отпускании сцепления, происходит рывок и генерируется чрезмерная концентрация тяги. А если с запозданием газовать, то машина будет рваться вперёд и глохнуть – это тоже вредит сцеплению.
№3 Рычаг коробки как опора
Ладони некоторых шофёров «отдыхают» на рукоятке селектора. Почему? Во-первых, многие автовладельцы привыкли так поступать, а во-вторых, немалое количество тачек с МКПП не оборудованы центральным передним подлокотником.
В принципе, в такой привычке нет ничего криминального. Но стоит помнить, что конструкция рычага коробки подразумевает соединение с другими частями трансмиссии. Опуская на рычаг руку, человек начинает давить на трущиеся узлы механизма, в том числе муфту и вилку переключения скоростей. Впоследствии это приведёт к ослаблению конструкции и усилению шлифовки трущихся деталей.
№4 Сцепление вместо ручника
И среди бывалых автолюбителей находятся «умельцы», стартующие вверх по достаточно крутому склону без поддержки ручного тормоза. Для этой цели они удерживают автомобиль на месте, манипулируя сцеплением и газом.
Однако при подобном сценарии быстро расходуется ресурс элементов сцепления. Удерживать транспортное средство в статике на подъёме получается благодаря повышенному трению компонентов сцепления. Поэтому они раньше срока выйдут из строя.
К примеру, если недожимать сцепление, то коробка передач и движок будут не полностью разъединяться. А под нагрузкой продолжается кручение первичного вала трансмиссии. В итоге происходит шлифовка зубьев синхронизатора. А ещё усиленно изнашиваются не только блокировочные кольца, но также кулисы рычага.
№5 Длительное удержание сцепления
Некоторые водители долго выжимают сцепление. Бывает, что они прижимают левую педаль к полу на перекрёстке и сбрасывают сцепление, только когда светофор покажет зелёный сигнал. А есть поклонники заводить авто с работающей передачей и сцеплением, которое уже выжато – это делается с целью невключения нейтралки. А есть автомобилисты, не спешащие убирать ногу со сцепления в заторах, чтобы реже переходить в «нейтраль».
Однако в этих случаях вред получает устройство сцепления. Так, например, быстро изнашивается выжимной подшипник. А если длительное время держать сцепление частично либо целиком выжатым, то станет быстро портиться корзина сцепления, а если быть точнее – лепестки её пластинчатой юбки. Они хоть и предусматривают частую сработку, но при систематической нагрузке свыше 60 сек. будут становиться менее эластичными. Впоследствии вся деталь выйдет из рабочего состояния.