Конец XIX века — время, когда на смену тысячи лет служившей главным средством передвижения лошади приходит автомобиль. Россия не могла оставаться в стороне от процесса автомобилизации, хотя первое время отношение к самодвижущимся экипажам было здесь скептическим.
Тем не менее в первый год XX столетия в страну было ввезено 40 автомобилей, а всего через несколько лет в 1908 году — 1365 автомобилей.
Новым средством передвижения заинтересовались и члены царствующего дома. Однако их первое знакомство с автомобилем оказалось крайне неудачным.
Министр императорского двора Владимир Фредерикс, купив французский паровой автомобиль Serpollet, решил продемонстрировать его императору во время выезда царского двора.
Однако все окончилось неприятностью — автомобиль заглох посреди дороги, перекрыв движение кортежу самого царя. Вскоре он сделал вторую попытку: после ремонта машины, пригласил императора на прогулку, но и на этот раз она сломалась в самый неподходящий момент, поставив его в неловкое положение перед Николаем II.
Следующая попытка посадить царя на автомобиль, которую на этот совершил уже князь Владимир Орлов, оказалась удачной. В 1904 году он впервые прокатил государя на собственном Delaunay-Bellevillе. Царю понравилось и прогулки с Орловым за рулем стали ежедневными.
Вскоре, когда царь решил обзавестись собственным автопарком, то поручил выбор машин, естественно, князю Орлову.
В 1906 году во Франции был приобретен роскошный «Делоне Бельвиль» для императора и 4 «мерседеса» для его свиты. Затем были закуплены и другие автомобили, даже омнибус фирмы «Бенц».
Так было положено начало императорскому автопарку. Тогда же начали строить гаражи — один в Царском Селе, другой в Петергофе. Затем был оборудован еще один гараж в самом Петербурге. А в 1911 году строится гараж в Крыму — в Ливадии. Флигель-адъютант императора князь Орлов был назначен управлять всем этим быстро разрастающимся автохозяйством.
Непосредственно для царской семьи использовались лучшие автомобили того времени: французские Delaunay-Belleville, Renault, Peugeot, немецкие Мегсеdes, Было в гараже и два знаменитых «серебряных призрака» - «ролс-ройса». А для матери императора Марии Федоровны на Парижской выставке приобрели роскошный Вгаsier.
Кроме 9-ти автомобилей, предназначенных для царской семьи, были в этом автохозяйстве и автомобили для свиты, служебные машины. Для обеспечения охраны был создан автопарк дворцового коменданта. Для хозяйственных нужд были закуплены полевая кухня, грузовики, автобусы, тягач.
Своим автомобилем обзавелся даже малолетний наследник Алексей, которому подарили маленький маленький Bebe Peugeot «малютка пежо» размером 2445 на 1140 мм.
Из всего этого автопарка, сам император предпочитал автомобилями с открытым верхом, хотя в холодное время в Петербурге пользовался закрытым Delaunay-Belleville. Во время отдыха в Крыму он обычно ездил на Delaunay-Belleville с отрытым кузовом.
Личный водитель императора — француз Адольф Кегресс был талантливым изобретателем и механиком. Из-за отсутствия в то время полноценных автомобильных дорог он создал первый в мире полугусеничный автомобиль для езды зимой. Впереди устанавливались лыжи, сзади - гусеницы (на первых моделях из верблюжьей кожи, позже резиновые).
Доработанные им автомобили на гусеничном ходу даже успели испытать в боевых условиях в первую мировую войну.
После отречения Николая II его автопарком воспользовались Керенский и другие члены Временного правительства, а после Великой Октябрьской революции он перешел во владение советского руководства. Часть автомобилей сохранилась до наших дней и стала музейными экспонатами.