Найти тему
Live Fact

Почему Готтлиб Даймлер - отец бензиновых двигателей, кто такой Отто и как бы сегодня мог называться Майбах?

Большинство людей знает Готлиба Даймлера – создателя первого автомобиля и, соответственно, первого автомобильного двигателя. Однако немногие знают, что создателем прототипа этого двигателя, всех основных принципов его работы был вовсе не Даймлер, а немецкий инженер Николаус Отто. Сегодня мы его знаем по циклу Отто, который используется в современных ДВС.

Этот ученый создал двигатель Отто – четырехтактный ДВС, оказавший огромное влияние на индустрию двигателестроения и давший надежду на то, что можно отказаться от громоздких и неэкономных паровых машин. Отто получил патент на четырехтактный цикл и используя его, он мог бы стать монополистом в области двигателестроения. Если бы так и произошло, то вместо мерседесов мы бы сейчас использовали бы автомобили «Отто и Компания» - так называлась фирма, которую основал Николаус вместе с другим инженером Лангеном.

Двигатель Отто
Двигатель Отто

Однако такого успеха не произошло. Первой проблемой было ограничение патентных прав – выяснилось, что за некоторое время до Николауса четырехтактный цикл описал француз Бо де Роша. Несколько французских промышленников подали на Отто в суд и отсудили у него права на монопольное использование четырехтактного цикла.

После этого у Отто появилось множество конкурентов, но это не сломило немецкого инженера и его двигатели продолжали продаваться лучше всех. За 20 лет «Отто и Компания» продали 42000 таких двигателей с разной мощностью.

Проблема двигателя Отто была в том, что он работал на газе. Нет, не том, которым заправляют современные машины, а на светильном газе. Он добывался почти из любого топлива. Для этого топливо укладывали в камеру, из нее откачивали воздух и сильно нагревали. Образовавшиеся при этом пары – это и есть светильный газ.

Светильный газ изначально предназначался для освещения, но нашел применение и как топливо для двигателей
Светильный газ изначально предназначался для освещения, но нашел применение и как топливо для двигателей

Однако сильно сжимать газы тогда еще не научились, и тогдашние баллоны имели огромные размеры. К тому же заправлять их было тяжело, поэтому не могли появиться АЗС. Газ этот было довольно трудно производить – в России светильногазовых заводов было всего два – в Москве и Санкт-Петербурге.

Поэтому было решено найти жидкое топливо для двигателя. Но в этом вопросе Николауса опередил Даймлер – член правления «Отто и Компания». Интересно, что Даймлер предлагал своему шефу конструкцию бензинового двигателя, но Отто отклонил ее.

В 1885 году Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах (да, роскошный современный автомобиль назван именно в его честь) создали первый автомобильный двигатель и сам автомобиль. На этом эпоха двигателей Отто закончилась.

Можно сказать, что немецкий инженер сам погубил свою компанию, отказавшись от прогрессивного двигателя на бензиновом топливе. Сегодня Николауса помнят только по его циклу, который и сегодня используется во всех автомобильных двигателях.