Самым старым и самым универсальным оружием, находящемся на вооружении современного российского воина является МПЛ-50, хотя сейчас говорят ей на смену придет что-то новое и ещё более универсальное. Но уже и в Первую Мировую войну не все траншеи копали руками. О первом промышленном траншеекопателе, пока ещё не военном, Buckeye Steam Traction Ditcher рассказ в этой статье.
Buckeye Steam Traction Ditcher/Паровой траншеекопатель Бакей
Страна Выпуска: США
Год начала выпуска: 1902-1908
Производитель: Buckeye Traction Ditcher Company
Кол-во выпущенных: 700
Размеры: 2225х6766 мм
Вооружение и бронирование: не использовались
Где посмотреть: Hancock Historical Museum (https://hancockhistoricalmuseum.org/)
Последняя треть 19-го века в САСШ прошла под знаком развития. Гражданская война закончилась и самым простым было загрузить оставшийся без понятий народ чем-то другим. На Североамериканском континенте началась новая гражданская война против болот, точнее за расширение пахотных земель. Чуть южнее озера Эри на 5000 квадратных километров раскинулось Великое Черное Болото (Great Black Swamp) захватывая существенную часть штатов Огайо и Мичиган. Осушение болот стало государственно программой, на которой заняли десятки тысяч немцев и ирландцев, которые по мнению властей наилучшим образом подходили для такой работы.
Немцев и ирландец стало не хватать, а некоренные жители САСШ, только что освобожденные от работы на хозяина, работать в таких условиях не хотели, да и наверно не могли, это же не плантации хлопка, а грязь, хляби, москиты и много-много ручного тяжелого труда с киркой и тележками. Пытливый американский ум не мог такого стерпеть и уже в 1893 году появился первый механический агрегат для копания канав, которым управляло только два человека. Деньги потраченные государством стали стимулом для экономического развития региона. Но можно было потратить деньги на наём армии землекопов, на их кормежку, одежду, проживание, покупку хинина для лечения малярии, оплату врачей, закупку теряющихся и ломающихся лопат и топоров, наконец на похороны умиравших от болезней. Машины были дешевле и надежнее.
Район Черного болота, где озеро Эри впадает в северо-западный Огайо и юго-восточный Мичиган, был центром большей части активности в США. Однако рытье канав сильно изменили механические канавы, введенные в 1890-е годы. Экскаватор с паровым приводом резал одним движением по постоянному уклону и управлялся двумя рабочими. Эти машины заменили медленный и дорогостоящий ручной труд. Джеймс Б. Хилл (James B. Hill, 1856-1945) построил, а в 1894 году запатентовал первую работающую траншейную машину машину (U.S. Patent 523-790; July 31, 1894). Сначала Хилл занимался "мануфактурным" производством своих траншеекопателей, а в 1902-м году переехал в город Финдли, где старый литейный завод (Van Buren, Heck and Marvin Company) начал производство траншеекопателей, изменив свое название на Buckeye Steam Traction Company. Под таким названием эти машины и остались в истории.
Первый успешный траншеекопатель был роторным - рабочим органом было колесо с размещенными на нем ковшами. Машина Хилла представляла собой многоковшовый экскаватор продольного копания, ротор вращался параллельно оси отрываемой траншеи. Уже в первой конструкции роторного экскаватора было предусмотрено все, что и сейчас используется на схожих машинах. В передней части устанавливалась паровая машина, от которой приводились задние колеса и синхронно с ними ротор с ковшами. Ротор размещался на раме, которая опускалась в рабочее положение. В верхней части под ротором располагался отвал, на который порода вываливалась из ковша и отводилась в сторону от канавы. Именно так работаю и современные роторные траншейные экскаваторы.
Машина получившая название Buckeye Traction Ditcher - Траншейный копатель Бакай стала очень популярной в Огайо, благодаря своей производительности. Кроме "родного" штата машины применялись для осушения болот во Флориде и Луизиане. Роторный экскаватор был во много раз производительней обычного экскаватора, он мог копать длительное время канаву одинаковой ширины и наклона и строго вертикальную, что было особенно важно для мелиорации, когда для осушения на несколько метров уровня грунтовых вод прокапывались десятки тысяч километров траншей, в которые укладывались трубы. Кроме роторных экскаваторов Бакай, свято место пусто не бывает, активно применялись многоковшовые экскаваторы цепного типа.
Со временем Buckeye Traction Ditcher Company превратилась в крупнейшую в мире компанию по изготовлению машин для рытья котлованов и траншей и оставалась таковой более пятидесяти лет. Сначала казалось, что с окончанием работ по осушению Великого Черного Болота придет конец и производителям техники, но пример оказался заразителен, многочисленные заболоченные поймы рек по всей Америке так же могли быть осушены и дать новые плодородные земли. Работы по осушению и мелиорации распространились по всему миру, машины Бакай экспортировались в Африку и Южную Америку.
До 1910 года было продано около 700 роторных траншеекопателей типа Бакай. В 1908 году фирма перешла на выпуск машин с двигателями внутреннего сгорания и гусеничным ходом, но сама конструкция экскаватора изменилась не принципиально. Машины могли иметь разную ширину и диаметр рабочего колеса, разные шасси и приводы, но схема не менялась, защищенная патентом. В 1919 году Buckeye Traction Ditcher Company выпускала широкий спектр экскаваторов от самым маленьких весом чуть больше тонны до 70-ти тонных монстров, которые могли копать канаву шириной чуть меньше полутора метров и глубиной до 3,5 метров.
Работа в болотах чем то сильно напоминала задачи, которые стояли перед военными. Задача для траншеекопателя не ограничивалась только оборонительными траншеями, в которых в начале Первой мировой войны ещё никто сидеть и не собирался. Траншеи требовались для проведения фортификационных работ, прокладки кабелей, установки заграждений. Но вплоть до 50-х годов на роторные экскаваторы, как инженерные военные машины внимания никто не обращал, военные применяли в основном экскаваторы с цепным рабочим механизмом. В 1907 году Джеймс Б. Хилл получил патент на гусеничный привод и стал строить полугусеничные траншеекопатели.
В музее округа Хэнкук в Огайо (Hancock Historical Museum (https://hancockhistoricalmuseum.org/) сохранился самый старый роторный экскаватор выпуска 1902 года под серийным номером 88. Этот раритет считается одним из технических памятников США, сравнимых с самолетом братьев Райт, как никак именно эти машины сделали ландшафт Америки таким, какой он есть сейчас.
Другие статьи о ранних американских машинах:
Винтоход Пиви. Peavey Snow Locomotive. 1900-1907. Применения не нашел.
3.4. Lombard Steam Log Hauler - Рождение гусениц. 1901
Hornsby Chain Track Tractor - Часть 1. Полудизель на гусеницах. 1904
George Minniss (Паровой гусеничный трактор, 1869) - Гусеничный трактор до нашей эры
Phoenix Centipede log hauler - гусеничный паровоз. 1904
Гусеницы Бимонда. Часть 2. Frank Beamonds Tracked Motor Lorry. 1908-1909
Источники:
https://www.farmcollector.com/steam-traction/buckeye-steam-traction-ditcher/
http://aborer1962.blogspot.com/2020/04/buckeye-traction-ditcher.html
https://www.mdpi.com/2073-4441/12/6/1767/htm