Материал для статьи взят из научной публикации «О специфике решения кадрового вопроса в Люфтваффе в период становления 1933-1936», а также архивных данных о пилотах от историка Йоахима Хоффмана
Успех во Второй Мировой войне во многом решался в небе. Сокрушительные бомбардировки и воздушные дуэли истребителей стали неотъемлемой частью противостояния. Со сбитых самолетов летчики имели возможность десантироваться, что дарило им надежду на спасение из пылающей машины. Но разве вражеские самолеты и солдаты на земле не стану стрелять по такой легкой и беззащитной мишени?
Оказывается, не станут. Из архивных документов нам становится известно, что и советское и немецкое командование запрещало стрелять по десантирующимся пилотам. Это объяснялось тем, что сбитый летчик может быть потенциально интересным информатором или перебежчиком.
Летчики в то время были первоклассными военными специалистами на вес золота, так что их уничтожение в воздухе могло привести к ухудшению пропаганды для перебежчиков и привести к падению морального духа Люфтваффе.
Исключением были случаи, когда летчик мог приземлиться на своей территории или оказывал сопротивление на земле. Лучше всего такое правило соблюдали пилоты всех воюющих сторон, ведь ещё в Первую Мировую существовало негласное правило не добивать летчика на парашюте. Тогда главной причиной было то, что пилоты были буквально единичны и знали друг друга в лицо, к тому же подавляющее большинство из них были дворянами.
Сухопутные войска хуже соблюдали запрет, но общие данные захваченных в плен или перебежавших на сторону немцев говорят, что стрельба была нечастым делом. Гораздо разумнее взять пилота на земле и выведать у него места расположения аэродромов, их оснащение и прочее – летчики прекрасно знали свои и чужие скопления солдат, дабы не поразить своих же.
Согласно Хоффману, в 1942 году к немцам перелетело 203 экипажа, в 1944 ещё 203. Сложно сказать, кто из них хотел перейти на сторону противника, а кто заплутал или был сбит. Достоверно известно о 38 советских летчиках, служивших на самолетах у немцев. Летчик Шиян Иван Васильевич, захваченный немцами в 1941 году сумел дослужиться у немцев до капитана и получить три медали. Большинство таких летчиков-перебежчиков служило в РОА.
Среди немецких летчиков, тоже были те, кого удалось завербовать. У нас известно о таких случаях под Сталинградом и Тарнополем. Пилот Эбергард Каризиус, захваченный в 1941 году участвовал в антифашистском движении «Свободная Германия».
Но даже пилоты, которые считались элитой не только в военном, но и моральном плане, могли нарушать запрет на уничтожение пилотов. Самый яркий советский пример, это летчик-асс А.И. Покрышкин. В своих мемуарах он признается, что соблюдал правило до одного случая. В тот день его ведомый ученик пилот Островский был сбит и выпрыгнул с парашютом. Когда Покрышкин вернулся на базу, то узнал, что его ученика расстреляли в воздухе немецкие самолеты.
Пришедший в ярость он приказал всем своим подчиненным уничтожать врага в самолете и в не его. Сам он с того времени стал поступать так же.
Уважаемые читатели, оставляйте свои комментарии по теме, а также читайте другие мои статьи:
Смог бы СССР выиграть Великую отечественную войну без Ленд-лиза?
Людмила Павличенко, уничтожившая 309 фашистов, рассказывает об особенностях снайперской работы
Чем дивизии СС отличались от Вермахта?