9,8K подписчиков

Мифы довоенного немецкого автопрома, ч.1: Объёмы выпуска

3,7K прочитали

Слова "немецкий автомобиль" в нашей стране принято произносить едва ли не с придыханием - по популярности и количеству положительным ассоциаций с этим своего рода брендом может поспорить разве что аналогичное сочетание слов "японский автомобиль". Увы, порой преклонение перед немецкой автомобильной промышленностью доходит до того, что её недавние и нынешние успехи начинают распространять и на далёкое прошлое, в частности - заявляя, что немцы и до войны в этой области превосходили всех и во всём. И вот тут мне, как владельцу довоенного немецкого автомобиля, более или менее разбирающемуся в данной теме, становится немножечко так смешно. На эту мифологию накладывается другая, не менее занятная - о сиволапых красноармейцах, в 1945 году пришедших из варварской советской России в светлый рай истинно арийского автомобилизма и немедленно офонаревших от стоявшего у каждого домика бюргера легкового автомобиля. А потом - быстро-быстро всё увиденное упаковавших в эшелоны и отправивших в обратном направлении...

Впрочем, обо всём по порядку. В этой части мы разберёмся в том, каким на самом деле было место довоенного немецкого автопрома в мире по одному из наиболее важных показателей - объёму выпуска продукции.

Предупреждаю: статья сравнительно большая и почти без картинок.

Когда началась среди российских автолюбителей началась едва ли не повальная "немцефилия" - сказать сложно. До войны несомненным главным ориентиром для наших предков был американский автопром - именно оттуда брались технологии, идеи, методы производства для наших автозаводов. О немцах было особо не слыхать, тем более, что после 1933 года, а особенно - после 1937, наши страны находились друг с другом далеко не в лучших отношениях.

Привезённые из Германии после войны в товарных количествах трофеи, несомненно, обратили на себя внимание наших автомобилистов, но очень быстро оказались задвинуты на второй план новинками отечественного производства, довольно быстро вытеснившими обветшалые "иномарки" на задворки автомобилизма - уже к концу пятидесятых попавшие к нам старые "немцы" вызывали скорее жалость и выглядели примерно как красный кабриолет "Адлер" из "Кавказской пленницы": разваливающийся кузов, поставленный на агрегаты от "Москвича", "Победы" или "Волги":

У меня примерно такой же, только агрегаты родные, состояние получше и кузов другого кузовного ателье. Для довоенной Германии такая ситуация было нормой - завод отгружал только шасси, а кузов на него водружала уже сторонняя фирма, поэтому одна и та же машина выпускалась со множеством немного отличающихся друг от друга кузовов. Делать автомобильные кузова много, дёшево и одинаковые немцы не умели, а кто умел - купил технологию у американцев.
У меня примерно такой же, только агрегаты родные, состояние получше и кузов другого кузовного ателье. Для довоенной Германии такая ситуация было нормой - завод отгружал только шасси, а кузов на него водружала уже сторонняя фирма, поэтому одна и та же машина выпускалась со множеством немного отличающихся друг от друга кузовов. Делать автомобильные кузова много, дёшево и одинаковые немцы не умели, а кто умел - купил технологию у американцев.

Видимо, корни массового пиетета перед немецкими автомобилями следует искать в более поздней эпохе - 1970-х - 80-х годах, когда среди сравнительно немногочисленных иномарок, прорывавшихся к нам сквозь "железный занавес" (на самом деле особо "прорывать" ничего не было нужно - никаких официальных запретов не существовало; но таможенная пошлина в размере 100% стоимости автомобиля работала лишь немногим менее эффективно), видное место занимали "Мерседесы", БМВ и другие немецкие марки, причём с явным перекосом в сторону дорогих и престижных марок и моделей - что, естественно, сильно деформировало их сложившийся у публики образ.

Окончательно же система мифов, связанных с немецким автопромом, оформилась уже в девяностые годы, когда в силу чисто географических причин Россию и другие страны пост-СССР заполнили тучные стада подержанных "Опелей", кёльнских "Фордов", "Фольксвагенов", БМВ и "Мерседесов". К этому времени Германия уже давно и прочно заняла верхние строчки в мировом рейтинге производителей автомобилей как по количественным показателям, так и по техническому уровню продукции (в основном, разумеется, благодаря тому, что с начала пятидесятых годов массово поставляла её на "премиальный" североамериканский рынок).

Так, однако, было далеко не всегда...

Грустное начало

Несмотря на кажущуюся парадоксальность ситуации - с учётом того, что автомобиль был изобретён именно в Германии - до Первой мировой войны немецкая автомобильная промышленность прогрессировала достаточно вяло по меркам промышленно развитого европейского государства. Специалисты объясняют это во-первых, тем, что Германия обладала самой мощной на всём евразийском континенте железнодорожной сетью - а значит, потребность в автомобильном транспорте, в те годы более дорогом и менее комфортабельном, была невысока. К этому нужно добавить также множество прорытых во второй половине XIX века каналов для речного транспорта, соединявших большую часть крупных городов, портов и промышленных центров империи Гогенцоллернов. Причём по той же самой причине количество шоссейных дорог, пригодных для автомобилей, было сравнительно невелико, да и качество сильно хромало. Наконец, говорят, что германская аристократия - в те годы основной потребитель автотранспорта в Европе - была достаточно враждебна прогрессу, и очень долго предпочитала автомобилю лошадь. [R. J. Overy: Cars, Roads, and Economic Recovery in Germany, 1932-8]

В 1913 году в Германии было выпущено 19 743 автомобиля всех типов, из них 12 400 - легковых. Это заметно меньше, чем в Англии или Франции - не говоря уже о США, где в том году производство автомобилей перевалило за полмиллиона. [там же] Неудивительно, что и в годы войны механизация Рейхсхеера оставалась невысокой по меркам Западного фронта - что и стало одной из причин поражения в первой "войне моторов".

В межвоенные годы долгое время продолжали действовать те же самые факторы. Так, в 1937 году в Германии было 14,6 км железнодорожных путей на 100 кв. км. территории страны; для сравнения - во Франции, также имевшей очень развитую железнодорожную систему, это число составляло 11,7 км, в Голландии - 10,6 а в Италии - 7,4 [K. W. Forster, Verkehrswirtschaft und Krieg. Hamburg, 1937]. Но к ним добавился новый - мощный экономический спад, постигший страну после поражения в войне. Наряду с этим, дороги продолжали оставаться в отвратительном состоянии, и Веймарская Республика мало что делала для их улучшения (в связи с этим можно лишь передать "пламенный привет" Резуну-Суворову, который в своих нетленках собирался гнать советские быстроходные танки по ещё не существовавшим на момент их принятия на вооружение немецким автобанам; на самом деле в какой-то момент довоенный СССР чуть ли не опережал веймарскую Германию по развитию дорожной сети). Зато не забывала собирать установленные ещё при кайзере-батюшке грабительские транспортные налоги, величина которых была выбрана в соответствии с довоенным представлением об автомобиле как о предмете роскоши. [Cars, Roads, and Economic Recovery]

Основным моторизованным личным транспортом немцев в эти годы были мотоциклы: в 1923 году их производство составило 59 409 штук, а в 1929 - уже 195 686, то есть, выросло более, чем втрое. Для сравнения, в 1924 году в Германии было в наличии всего 293 188 автомобилей всех типов (к сожалению, данных по выпуску нет), а в 1929 - 1 214 059 при выпуске 335 553 штуки, причём из них лишь 96 161 приходились на легковые автомобили (29%). [там же]

Steiger - довольно типичный немецкий производитель автомобилей 1920-х годов: с числом работников не более 500 человек, выпустивший за всю свою историю всего 3000 экземпляров ничем особо не выделявшихся на общем фоне машин, которые продавались по астрономическим ценам, ныне почти всеми забытый. Фото: Википедия.
Steiger - довольно типичный немецкий производитель автомобилей 1920-х годов: с числом работников не более 500 человек, выпустивший за всю свою историю всего 3000 экземпляров ничем особо не выделявшихся на общем фоне машин, которые продавались по астрономическим ценам, ныне почти всеми забытый. Фото: Википедия.

Отдельной проблемой было то, что производством автомобилей занималось большое количество мелких полукустарных фирм. В 1929 году в Германии только производителей легковых автомобилей было 17, и это число не уменьшилось до самой войны - то есть, в отрасли почти не происходило характерных для других стран с развитым автомобилестроением укрупнения игроков рынка и концентрации капитала. С 1924 года по 1928 только Adam Opel AG сумел перейти к поточному производству автомобилей (и тут же был перекуплен американцами из General Motors). А многие мелкие производители так и оставалась по сути кустарными мастерскими того или иного масштаба. Естественно, что стоимость автомобилей в Германии была заметно более высокой, чем в странах, освоивших их массовое производство, вроде США, Великобритании и Франции ("Рено", "Ситроен"), где на удешевление продукции вовсю работал "эффект масштаба производства". [там же]

Становится не удивительно, что 40% новых легковых автомобилей, проданных в Германии в 1928 году, были импортными - и везли их в основном из США, где "Форд" делал свои модели "Т" и "А" в таком количестве и по такой цене, что они оставались выгодной покупкой даже после трансокеанского вояжа. Отчасти это происходило и из-за наличия в немецком законе дыр: так, если двигатель и кузов автомобиля (фактически остававшегося при этом целым !) таможились как "агрегаты", общая величина ввозной пошлины составляла лишь 10% от той, которую пришлось бы заплатить при полноценном растаможивании. Правда, в том же 1928 году эту дыру прикрыли. [там же]

Автомобилизация по-арийски

Ситуация стала меняться лишь с приходом к власти нацистов, что было связано не в последнюю очередь с той нежной любовью, которую один усатый неудавшийся художник питал к автомобильному транспорту:

Ай какие мы довольные !
Ай какие мы довольные !

К сожалению, с того же самого 1933 года начинаются и пробелы в статистике автомобильного производства в Рейхе. Но общую картину восстановить можно. Если вкратце - то автопарк Германии, ещё в 1929 году впервые переваливший за 1 миллион автомобилей всех типов и мотоциклов, к середине тридцатых начал прирастать быстрыми темпами, и к предвоенному 1939 уже составлял почти 4 миллиона единиц. В общем - налицо явные попытки массовой автомобилизации страны. Параллельно с этим началось активное развитие инфраструктуры, включая и строительство знаменитых автобанов.

Данные по 1938 году включают "аншлюсированную" Австрию и оккупированную Чехословакию, а по 1939 - обрываются из-за начала в сентябре боевых действий. Кроме того, с 1938 года начал действовать так называемый "план Шелла" по переводу автомобильной промышленности "на военные рельсы". Поэтому в качестве "эталонного" для довоенной немецкой автомобильной промышленности мы возьмём последний относительно мирный и спокойный год - 1937-й (и потом, это как раз год выпуска моего "Адлера"...). И "будем посмотреть" на достижения немцев в данной области.

Hansa 2000 - куда более типичный представить именно чисто немецкого довоенного автопрома, чем привычные нам "Опели", который демонстрирует все его основные проблемы. Какие именно - в следующих частях статьи. Фото: Википедия.
Hansa 2000 - куда более типичный представить именно чисто немецкого довоенного автопрома, чем привычные нам "Опели", который демонстрирует все его основные проблемы. Какие именно - в следующих частях статьи. Фото: Википедия.

В 1937 году в Германской Рейхе было 2 848 466 механических транспортных средств всех типов (к сожалению, без разбивки). В этом году германскими заводами было выпущено 491 224 механических транспортных средства всех типов, из них - 269 005 легковых автомобилей (55%) и 62 404 коммерческих грузовика и автобуса (21,5%), в сумме 331 409 автомобилей. Мотоциклов было выпущено 159 815 (33%). Как видно - из страны мотоциклетной Германия постепенно становилась страной автомобильной, но "двухколёсники" всё ещё пользовались большим спросом и играли очень важную роль в системе транспорта. Выпуском легковых автомобилей занималось всё те же 17 разной степени крупности производителей, а общее число производителей автомобилей составляло около сотни. [там же]

Данных по импорту автомобилей нет, но учитывая международную обстановку, а также протекционистские тенденции - вряд ли он был хоть сколь бы то ни было значительным; ещё в середине тридцатых доля "иномарок" на рынке Германии не превышала 9%. [там же]

Между тем, об автомобиле, стоящем перед домиком каждого бюргера, говорить было явно преждевременно. В 1935 году на 1000 человек населения Германии приходилось 16,1 автомобиля (всех типов, без мотоциклов). [там же]

Понятно, что легковых автомобилей было ещё меньше. Насколько - к сожалению, в источнике данных нет, но если исходить из типичного для Германии того времени соотношения между легковыми автомобилями и грузовиками как примерно 5:2 - то их должно было быть примерно 10...11 на 1000 человек. Население Германии в середине тридцатых, для справки, составляло не менее 65 млн. человек (данные переписи 1933 года - 65 362 115 человек).

Разбивка производства по маркам тоже крайне любопытна и многое говорит об уровне развитости собственно немецкого автопрома в те годы. К счастью, вся доступная на данный момент статистика по этому периоду уже собрана в [Oswald, Werner: Deutsche Autos 1920-1945, Band 2]:

Статистика по регистрации новых легковых автомобилей в Германском Рейхе с 1931 по 1938 год. Включена продукция иностранных фирм, в том числе и импортируемая.
Статистика по регистрации новых легковых автомобилей в Германском Рейхе с 1931 по 1938 год. Включена продукция иностранных фирм, в том числе и импортируемая.

Как вы видите - на первом месте с большим отрывом находится немецко-американский Opel: в рассматриваемом нами 1937 году эта фирма продала 75 803 легковушки. На втором месте, правда с огромным отрывом, следует фирма DKW с 42 123 автомобилями, о машинах которой будет рассказано особо. Третье место - Mercedes-Benz (23 679 легковых машин), четвёртое - бывший частично американским Adler (17 177). Пятые снова американцы, но уже Ford Motor Company - и на этом круг фирм, перешедших десятитысячный рубеж, заканчивается. Далее идут мелкотравчатые производители, вообще не заслуживающие особого внимания, о них позднее будет сказано в общем.

Итак, в пятёрке лидеров два места приходилось на филиалы американских компаний, действовавшие в Германии - то есть, Adam Opel AG (под контролем General Motors с марта 1929 года, с полным переходом в собственность американцев в 1931) и Ford-Werke AG (выпускал автомобили с мая 1931). Первая фирма постепенно перешла с выпуска собственно немецких моделей на машины, разработанные с участием головного филиала и на основе американских патентов, а вторая вообще изначально была именно заводом по производству фордовских машин, пусть и в адаптированных к местному рынку вариантах. Главное же - оба предприятия активно использовали американские технологии и методы производства. Поэтому считать их представителями типичного собственного немецкого автопрома довольно затруднительно, и уж точно они не показывают достигнутый им к тому времени уровень.

В общем - даже практически "перекрыв кислород" импорту автомобилей, нацистская Германия не избавилась от зависимости от американцев в этой области: всё равно 42% рынка легковых автомобилей в 1937 году приходилось на филиалы американских транснациональных корпораций, полностью ими контролируемые. Но ещё более тяжёлой была зависимость технологическая, о которой речь идёт во второй части статьи.

Грустные сравнения

А вот теперь "немцефилам", вероятно, станет немного грустно. Потому что мы начнём сравнивать немецкий довоенный автопром с автомобильной промышленностью страны, бывшей в те годы, в отличие от Германии, неоспоримым мировым лидером в производстве этого вида транспорта. Речь, естественно, про США.

В 1935 году на 1000 человек в Штатах приходилось 204,5 автомобиля всех типов - почти в 13 раз больше, чем в Германии [Cars, Roads, and Economic Recovery]. А общее число механических транспортных средств в 1937 году составляло 233,33 / 1000 человек [Oak Ridge National Laboratory, Transportation Energy Data Book].

При населении в 128 822 000 человек это означает, что общее число автомобилей всех типов и мотоциклов в США на тот год достигало более 30 миллионов экземпляров.

Но главное - это число ещё и росло очень быстрыми темпами. Общее число выпущенных в том же 1937 году механических транспортных средств в США составило 4 808 000 экземпляров - почти в десять раз больше, чем в Германии. И это с учётом того, что год был кризисным - начиналась экономическая рецессия 1937-38 годов. Даже примерно двукратная разница между странами в численности населения такого отрыва не объясняет. [Cars, Roads, and Economic Recovery]

Точной статистики по всем легковым автомобилям найти не удалось, зато есть разбивка по основным производителям. И она уже сама по себе весьма красноречива.

1937 Ford Model 78 Fordor Sedan. Фото: Википедия.
1937 Ford Model 78 Fordor Sedan. Фото: Википедия.

Так, одни только фордовские заводы (!) в 1937 году [вероятно, модельном, а не календарном - но сути это не меняет] выпустили 765 933 легковых автомобиля Ford Model 78 - без учёта грузовиков и пикапов. Общее же производство автомобилей марки Ford составило 942 005 автомобилей. [Cars of the Classic '30s: A Decade of Elegant Design]

То есть, в 1937 году одна-единственная крупная фирма в США выпустила в 2,85 раза больше легковых автомобилей, чем вся Германия.

И таких фирм с масштабами выпуска, превосходящими весь германский автопром вместе взятый, в США было как минимум три: помимо "Форда", было выпущено 815 375 автомобилей под маркой Chevrolet, и 566 128 - Plymouth. То есть, все "народные" бренды детройтской "Большой Тройки" попадают в эту категорию. Остальные фирмы делали меньше машин, но даже Packard, выпускавший только дорогие и очень дорогие легковушки, построил в том году 122 593 автомобиля.

Думаю, приведённых цифр исчерпывающе достаточно для того, чтобы понять who is who в автомобилестроении тех лет в отношении объёмов производства.

Даже если брать для сравнения другие развитые европейские страны - всё равно получается довольно печально. Например, один из лидеров европейской автомобилизации - Великобритания - в 1937 году произвела 379 310 легковых автомобилей и 113 946 грузовиков и автобусов, или в сумме 493 256 механических транспортных средств, без учёта мотоциклов [British and European Car Spotters Guide]. Уже по легковым автомобилям получается превосходство в 1,4 раза по сравнению с Германией. Но главное - англичане начали свою массовую автомобилизацию раньше. Поэтому количество автомобилей (всех типов) на 1000 человек в 1935 году у них уже составляло 45,2.

По последнему показателю Германия из развитых европейских стран вообще превосходила только Италию (9,5 автомобилей на 1000 человек). Во Франции в том же году было 49 автомобилей на 1000 человек, в Швеции - 24,4. [Cars, Roads, and Economic Recovery]

Для масштаба - в современной России на 1000 человек приходится примерно 300 только легковых автомобилей (306/1000 в 2019 году). В СССР на момент его распада было 59/1000. Думаю, это поможет визуализировать описываемые ситуации.

Подводя итоги - Германия, ещё до Первой мировой войны отстававшая от многих развитых стран в процессе автомобилизации, после войны была отброшена далеко назад, и её автомобилестроение находилось чуть ли не в летаргическом сне до конца двадцатых. С начала тридцатых начинается развитие, и достаточно бурное по сравнению с предшествующим периодом, но всё же чуда не произошло: даже перед Второй мировой войной Германия довольно сильно отставала от передовых стран Западной Европы не только по наличию автотранспорта, но и по его производству. И при имеющейся динамике даже не имела шансов их догнать, потому что те тоже далеко не стояли на месте. Насколько эту ситуацию в теории мог бы изменить проект "народного автомобиля" (VW), запущенный как раз в 1937 году - вопрос, выходящий за пределы данной статьи. Реально до войны он не выдал ни одного полноценного товарного автомобиля.

А где же были мы ?

А в СССР в 1935 году автомобилей на тысячу человек было в десять раз меньше, чем в Германии - 1,5 штуки. Но СССР к производству автомобилей в сколь либо массовых количествах и приступил всего за несколько лет до того, в 1931-32 годах. И навёрстывал отставание довольно быстро, особенно по грузовикам. В 1937 году в нашей стране было выпущено 199 857 автомобилей, из них 18 250 легковых, 180 339 грузовиков (второе место в мире после США) и 1268 автобусов. То есть, по общей цифре вроде как мы не так уж сильно отставали - в примерно 1,7 раза. Но всё несколько портил пресловутый "перекос" в сторону грузовиков и автобусов, которых выпускалось аж примерно втрое больше, чем у немцев (180 339 против 62 404). Впрочем, заглянем правде в глаза - другого способа если не догнать тех же немцев, то хотя бы приблизиться к ним по количеству работающих в народном хозяйстве грузовых автомобилей, кроме как выпускать их в три раза больше них - попросту не было. Потому им и был дан приоритет.

К выпуску легковых автомобилей для населения приступить полагали возможным лишь после того, как "подтянемся" по грузовикам, и это реально было заложено в планы на Третью пятилетку (1937-1942). Естественно, не стоит лелеять мечты о том, что "если бы не война", СССР "догнал и перегнал" бы США по легковым автомобилям... Поначалу речь шла о довольно скромных 50 000 автомобилей малого класса в год, плюсом к уже выпускавшимся к тому времени каждый год примерно 20 000 среднего и большого, которые в основном шли в автопарки и организации. Что для 170-миллионного населения страны - по сути капля в море. При таких темпах догнать хотя бы Германию по количеству автомобилей на 1000 человек вышло бы очень и очень не скоро (читай: никогда). Но на самом деле задача СССР в те годы была - не обогнать кого-то, а хотя бы остаться на своём месте по производству автомобилей, потому что за рубежом оно до самой войны быстро росло. И для этого уже приходилось очень быстро бежать.

Итоги

В завершение информационной части, сведём данные по производству автомобилей в одну таблицу, для наглядности:

Слова "немецкий автомобиль" в нашей стране принято произносить едва ли не с придыханием - по популярности и количеству положительным ассоциаций с этим своего рода брендом может поспорить разве что...-7

А также - приведу и таблицу из книги, из которой взята большая часть информации для этой статьи, с подробной информацией по автомобилестроению Германии в 1907-1913 и 1921-1939 годах:

Слова "немецкий автомобиль" в нашей стране принято произносить едва ли не с придыханием - по популярности и количеству положительным ассоциаций с этим своего рода брендом может поспорить разве что...-8

А теперь - выводы.

Почему это важно

Разумеется, первый же аргумент "против", который можно привести, будет заключаться в том, что объёмы производства ничего не значат и смотреть на них смысла нет. Отнюдь. Дело в том, что объёмы производства напрямую определяют уровень используемой при производстве автомобиля технологии. И в первую очередь - технологии производства его самой сложной части: кузова.

К примеру, выпускать несколько сотен машин в год можно без конвейера, в обычной крупной мастерской, с ручным выколачиванием кузовных панелей и тому подобной кустарщиной (спойлер: на многих мелких автомобилестроительных предприятиях Германии именно так и происходило).

Для того, чтобы перейти на уровень тысяч и десятков тысяч - уже нужен полноценный завод с мощным штамповочным оборудованием и поточной сборкой. Это - первый рубеж, но есть и другие.

Например, в СССР развитие автопрома "споткнулось" в шестидесятых годах при масштабировании производства от десятков тысяч к сотням. Именно для этого нам понадобился иностранный партнёр - "Фиат", который продал СССР технологию, позволявшую на одном заводе ежегодно выпускать не 50-60 тысяч автомобилей, как это было на ГАЗе или МЗМА до реконструкции, а 500-600 тысяч, как это стало на "дважды автомобильном" АвтоВАЗе. А к этой технологии чуть ли не бесплатным приложением шли уже сам Fiat 124 с адаптацией его к нашим дорожным условиям. Сам по себе он особого интереса в отрыве от технологии не представлял.

Можно было сделать свою машину не намного хуже. Можно было в конце-концов просто его скопировать без лицензии. Но воспроизвести эффективную и производительную оригинальную итальянскую технологию производства при этом не вышло бы - и об этом у нас прекрасно знали, потому что уже пытались сделать это с кузовом Fiat 600, проведя его "реверс-инжиниринг" и попытавшись на его основе воспроизвести исходную технологию производства: методику штамповки, раскрой кузовных панелей, конструкцию сварочных кондукторов, последовательность сборочных операций, и т.д. и т.п. Увы, но из "Запорожца" не вышло второго "Фиата" - даже на свою достаточно скромную проектную мощность в 150 тыс. автомобилей в год Запорожский завод так и не вышел, более того - лишь к 1973 году он сумел подойти к рубежу в 100 тысяч автомобилей в год.

Так что американцы в тридцатые годы не просто производили много машин - они производили много машин, потому что обгоняли весь мир в технологиях их массового производства. Ну, или наоборот - потребность в выпуске таких количество машин, обусловленная наличием платёжеспособного спроса, порождала такое мощное технологическое развитие. Разница по объёмам выпуска между США и Германией была именно на порядок - примерно в десять раз. Американская автомобильная промышленность в то время находилась попросту в следующей технологической эре по сравнению с немецкой (за исключением местных филиалов американских компаний - Opel и Ford-Werke - а также местных фирм, опять же, закупивших американскую технологию).

Об уровне технологий германского довоенного автопрома мы ещё поговорим в следующих частях сего опуса. Как и о другом возражении, которое я тоже уже предвижу - о том, что немцы якобы "делали меньше машин, но они были намного более продвинутыми по конструкции, чем американские".