Найти тему

Сравнение автомобильных (защитных и декоративных) плёнок

Сфера авто обслуживания является достаточно специфичной и содержит множество подводных камней.

Большинство автолюбителей просто не имеет времени и желания разбираться во всех тонкостях, полагаясь в вопросе обслуживания своего авто на мастерство и открытость сотрудников автосервисов. Это касается не только ремонта и технического обслуживания.

Даже такой простой вопрос, как оклеивание кузова плёнкой, на самом деле таит в себе море тайн и секретов, о которых я постараюсь сегодня немного рассказать.

В конце статьи я описал инструкцию для автолюбителя, как правильно подойти к вопросу выбора центра для оклеивания автомобиля.

Процесс оклеивания переднего крыла декоративной виниловой плёнкой, цвета "Lava Orange"
Процесс оклеивания переднего крыла декоративной виниловой плёнкой, цвета "Lava Orange"

На сегодняшний день существует три самых распространённых типа плёнок, используемых для оклеивания: полиуретановые, виниловые и гибридные.

1. Полиуретановые (TPU thermoplastic polyurethane) в народе PPF - прочный материал, используемый для защиты лакокрасочного покрытия (ЛКП) от механических и химических воздействий.

Преимущество данного материала не только в прочности и безупречном внешнем виде, но ещё и в том, что даже спустя 5-7 лет эксплуатации, плёнка легко снимается с автомобиля, не оставляя следа.

Белый лист для наглядности: PPF не изменила цвета за 5 лет эксплуатации. Снимается буквально как чулок, не оставляя следов. Под пленкой идеальное родное ЛКП
Белый лист для наглядности: PPF не изменила цвета за 5 лет эксплуатации. Снимается буквально как чулок, не оставляя следов. Под пленкой идеальное родное ЛКП

PPF до недавнего времени использовалась исключительно как защитный материал и была только прозрачной с глянцевой и матовой фактурой. Тем не менее, на момент написания статьи уже существует целая линейка цветных полиуретановых плёнок, которые комбинируют в себе защитную и декоративную функции.

1.1 Глянцевые полиуретановые плёнки

Представленный ниже автомобиль забронирован глянцевой полиуретановой плёнкой. Она прозрачна, так что не изменяет родной цвет ЛКП. Если углубляться в детали, то у данной плёнки присутствует шагрень ("апельсиновая корка" - зернистые бугорки на поверхности), которая практически идеально подходит под шагрень заводского лака. Обнаружить плёнку на кузове не вооружённым взглядом очень сложно.

Кузов автомобиля полностью забронирован полиуретановой плёнкой.
Кузов автомобиля полностью забронирован полиуретановой плёнкой.

Кроме того, современные полиуретановые плёнки обладают эффектом самозаживления царапин. Мелкие дефекты буквально "растворяются" при нагреве, например, под солнцем. На видео ниже продемонстрирован наглядный пример этого эффекта:

Данный материал отлично защищает ЛКП от попадания камней и твердых предметов, от песка, воздействий твердыми тупыми предметами (напр. ключи) и даже от касательных ДТП (на видео ниже)

1.2 Матовые полиуретановые плёнки

Как и глянцевая, матовая полиуретановая плёнка прозрачна и обладает абсолютно такими же защитными свойствами. Но она обладает приятной матовой фактурой, в пример заводским окрасам дорогих автомобилей (мерседес АМГ, бмв М и так далее).

Данная плёнка нужна в двух случаях:

  • если автомобиль имеет матовый окрас с завода (глянцевой пленкой его не защитить, на помощь приходит матовая)
  • если владелец автомобиля хочет целиком забронировать кузов и сменить имидж своего авто (как на примере ниже)
Полностью забронированный автомобиль при помощи матовой полиуретановой плёнки
Полностью забронированный автомобиль при помощи матовой полиуретановой плёнки
Бампер ещё не оклеен, а переднее крыло уже забронировано плёнкой. Видна разница фактуры.
Бампер ещё не оклеен, а переднее крыло уже забронировано плёнкой. Видна разница фактуры.

1.3 История возникновения этой плёнки

Как и многие потребительские товары, ставшие повседневной обыденностью, данный тип плёнки впервые был разработан и использован в военных целях. Во времена Вьетнамской войны, лопасти несущих винтов вертолётов и некоторые чувствительные части подвергались механическим повреждениям от летящих мелких обломков (как пишет источник, шрапнели, но здесь я не буду так уверен) и песка.

По запросу военных, требовалось легкое (в прямом и переносном смысле) и оперативное решение, которое позволит снизить износ лопастей. Решением послужила как раз полиуретановая пленка, которая за счет своей "прорезиненной" структуры и низкого веса стала незаменимым атрибутом лопастной техники. Данное техническое решение было внедрено необычайно быстро, что не характерно для военных США.

Эффект Коппа-Этчеллса (триболюминесценция) возникающая от разрушения кристаллических тел (песка) при контакте с лопастями. Фото Майкл Йон.
Эффект Коппа-Этчеллса (триболюминесценция) возникающая от разрушения кристаллических тел (песка) при контакте с лопастями. Фото Майкл Йон.

2. Виниловые плёнки (ПВХ поливинилхлорид) - декоративные, используются для смены имиджа автомобиля. Данный тип плёнок сложно назвать защитными, так как они значительно тоньше полиуретановых. Тем не менее, их основным преимуществом является способность принимать более сложную форму, чем полиуретановая плёнка, что в свою очередь дарит возможность незаметно оклеивать сложный рельеф автомобилей.

Виниловые плёнки обладают всевозможными цветами и фактурами: глянцевые, матовые, тисненые под кожу, имитация карбона, кроме того, широкоформатные принтеры позволяют наносить на виниловые плёнки абсолютно любые изображения и воплощать в жизнь самые смелые идеи.

Смена цвета с заводского синего на оригинальный оранжевый цвет Порш "Lava orange"
Смена цвета с заводского синего на оригинальный оранжевый цвет Порш "Lava orange"
Смена цвета с белого на сатиновый серый металлик
Смена цвета с белого на сатиновый серый металлик
 Воплощение яркого дизайна с помощью печати (фото студии Metro Group Miami)
Воплощение яркого дизайна с помощью печати (фото студии Metro Group Miami)
Смена имиджа техники выходного дня (раньше он был красный). Обратите внимание на шуточные наклейки снизу на переднем крыле.
Смена имиджа техники выходного дня (раньше он был красный). Обратите внимание на шуточные наклейки снизу на переднем крыле.

Важно понимать, что виниловые пленки достаточно уязвимы и не обладают прочностью полиуретановых, поэтому они требуют за собой дополнительного ухода и разумной аккуратности. Некорректно считать, что с помощью полного оклеивания автомобиля - можно решить проблемы с маскировкой недочетов кузова.

Для оклеивания поверхности плёнкой требуется качественная подготовка ЛКП, практически как под покраску.

3. Комбинированные (композитные, гибридные) - достаточно распространённый тип плёнки, из-за которой и появилась идея написать данную статью.

Данный материал является гибридом полиуретана и винила, он находится примерно по середине ценового диапазона между ними, и используется для бронирования кузова.

Преимущества плёнки в стоимости - они на много доступнее.

Недостатки я продемонстрирую ниже:

3.1 Потемнение цвета, пожелтение, трещины и низкая эксплуатационная стойкость

Капот оклеен гибридной пленкой частично (передняя часть). Видно пожелтение
Капот оклеен гибридной пленкой частично (передняя часть). Видно пожелтение
Фото с более близкого ракурса
Фото с более близкого ракурса
Трещины на пленке. Может показаться, что это порез, но на самом деле плёнка просто лопается
Трещины на пленке. Может показаться, что это порез, но на самом деле плёнка просто лопается

3.2 Слишком прочный клеевой слой + истление плёнки при длительной эксплуатации

На фото ниже демонстрируется процесс демонтажа гибридной плёнки, которая истлела за 4 года эксплуатации и снимается мелкими кусочками. После демонтажа остается ровный слой клея, который удаляется специальной сильно действующей химией и абразивными материалами, после данного процесса требуется глубокая восстановительная полировка поверхности.

Процесс демонтажа гибридной защитной плёнки
Процесс демонтажа гибридной защитной плёнки

Не стану называть брендов, потому что не преследую цели рекламировать конкретные продукты, цель данной статьи в том, чтобы пролить немного света на данную услугу и не дать попасться в ловушку при её заказе.

4. Вывод

Оклеивание автомобиля в плёнку делается в первую очередь для того, чтобы сохранить ваши тёплые приятные эмоции от эксплуатации новенького красивого авто на длительный срок. Или освежить облик новым цветом, что тоже делается ради эмоций.

Если ошибиться с выбором материала или центра обслуживания, то можно получить огромный негатив и досаду, после которой будет полностью отбито желание заниматься уходом и тюнингом своего любимца.

Большинство центров, предлагающих услуги по оклеиванию, очень трепетно относятся именно к эмоциям автолюбителей и к своей репутации, поэтому никогда не бойтесь сообщать о недочетах. Скорее всего все будет исправлено бесплатно и оперативно.

В завершение статьи хотелось бы дать инструкцию, как правильно подойти к вопросу оклеивания автомобиля:

а. Определите для себя, какую преследуете цель: защита ЛКП, смена имиджа, брендинг или временная замена цвета ради удовольствия. Под каждую цель свой материал.

б. Если цель - защита ЛКП, то решите для себя, готовы ли бронировать автомобиль целиком или же достаточно защитить зоны риска (частично передняя часть автомобиля, зеркала, стойки, зона погрузки в багажник, пороги), от этого серьезно зависит итоговая стоимость.

в. Обязательно проведите небольшой мониторинг рынка и предложений в радиусе доступности, объясняя свою цель. Как правило, итоговые цены во всех сервисах практически не отличаются и если вы замечаете, что кто-то предлагает значительно дешевле других - не торопитесь сразу ехать, убедитесь, что вам не предлагают одно под видом другого.

г. Перед сдачей автомобиля в работу убедитесь, что автоцентр предлагает документально оформленную гарантию.

д. Попросите показать готовые примеры их работы, чтобы наглядно посмотреть как выполняется оклеивание, важно обращать внимание на следующие мелочи:

  • Плёнка не имеет явных дефектов, таких как: царапины, пузыри, неровности или грубая шагрень.
  • Все края плёнки подвернуты внутрь и не топорщатся как бахрома. Правильный подворот плёнки плотно прилегает к внутренней стороне детали не более чем на 0,5-1 см., не имеет складок.
  • На видимых местах отсутствуют стыки* (чаще всего деталь можно оклеить одним куском пленки, не стыкуя из частей, однако, бывают особенности материала или поверхности, где это необходимо. В таком случае автоцентр должен сразу предупредить, что в определенных местах плёнку придется стыковать)
  • На краях плёнки отсутствуют дополнительные подклеивающие элементы: скотч, клей, клейкие ленты и пр.

Благодарю, что дочитали статью до конца! Надеюсь она была вам полезна. Буду рад конструктивным замечаниям и предложениям :)

Авто
5,66 млн интересуются