Приветствую вас на канале Авиатехник! В этой статье мы поговорим с вами об устройстве штурвальной установки самолёта Ан-2. В одной из прошлых публикаций мы с вами разбирали, как устроены колеса шасси на основных стойках. Если ещё не читали - советую обратить внимание на прошлую публикацию!
Штурвальная установка является весьма важным элементом самолёта, ведь благодаря ей пилоты могут осуществлять управление рулем высоты и элеронами.
Как устроена штурвальная установка
Управление рулем высоты (РВ) и элеронами относится к ручному управлению, которое осуществляется при помощи штурвальной установки.
Штурвальная установка состоит из поперечной дюралюминиевой трубы, изготовленной из материала Д16Т, двух штурвальных колонок коробчатого сечения и двух штурвалов. Поперечная дюралюминиевая труба ручного управления с узлами подвешена к внутренним стенкам продольных силовых балок пола кабины пилотов на 2х кронштейнах, приваренных к узлам, в которых монтируются обоймы двух шарикоподшипников.
Узлы, выполненные из стали, надеты на обжатые концы дюралюминиевой поперечной трубы. Приклепаны к ним заклепками.
Узлы оснащены приваренными вертикальными стаканами под штурвальные колонки. На левом кронштейне имеются рычаги крепления тросов управления РВ.
Штурвальные колонки - коробчатого сечения, склепаны из двух дюралюминиевых штампованных профилей конической формы. На нижние концы колонок надеты стальные стаканы с приваренными кронштейнами для крепления роликов управления элеронами.
В верхней части колонок приклепаны передний и задний кронштейны, в которых запрессованы обоймы двух шарикоподшипников под ось штурвала. На заднем кронштейне ниже оси штурвала имеется трехгранный прилив, в который упираются головками регулирующиеся болты. Они ограничивают отклонение штурвала под углом 90°.
На левой штурвальной колонке спереди на болтах крепится кронштейн с редукционным клапаном ПУ-7.
Каждая колонка вставлена в гнездо узла и зафиксирована в нём 2-мя конусными болтами. С целью ограничения штурвальных колонок, на силовых балках пола установлены упоры: верхний (в вырезе балки) и нижний (под балкой).
Штурвал состоит из стальной оси, двух ручек и полого барабана. Ручки выполнены из хромансилевых труб, приваренных к полому барабану. Барабан со стороны пилота закрыт крышкой из аминопласта, установленной на резьбе.
На барабане левого штурвала имеется прорезь и два ушка - для крепления тормозной гашетки.
Барабан соединен с шайбой тремя болтами при помощи фланца. Шайба приварена наклонно к оси штурвала.
Ось штурвала - точечная, пустотелая. Смонтирована на двух шарикоподшипниках в верхней части штурвальных колонок, закреплена гайкой.
Внутри колонки на оси штурвала, на шпонке посажена шестерня (звездочка) с 9-ю зубцами, через которую перекинута ролико-втулочная цепь (или - цепь Галля). К концам цепи присоединены тросы, проходящие внутри колонки к нижним роликам, смонтированным на колонке.
На ручках штурвалов установлены резиновые наконечники и расположены кнопки включения командной радиостанцией и самолетного переговорного устройства (СПУ). Жгуты от колонок проведены внутри ручек штурвалов сквозь барабан и колонку. Для контроля состояния шестерни и цепи Галля на верхнем конце колонки на 2х винтах установлена съемная крышка.
В ходе эксплуатации самолетов наблюдались случаи появления трещин в шестерне-звездочке в месте выреза под шпонку и трещины в шайбе оси штурвальной колонки.
На самолётах 34-й серии устанавливалась ось с увеличенной толщиной шайбы, а также шестерни повышенной точности изготовления.
После каждых 300 часов налета необходимо осматривать шестерни при помощи лупы пятикратного увеличения. Особое внимание необходимо было обращать на места выреза под шпонку, а также осматривать шайбы крепления оси к барабану штурвала при помощи лупы 10-кратного увеличения.
При обнаружении трещин в шестерне или шайбе необходимо их менять на усиленные. Ось и шестерню нужно было заменять в комплекте.
Вот так устроена штурвальная установка самолёта Ан-2. Делитесь своим мнением в комментариях ниже! Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник!
Помочь каналу в развитии вы можете по реквизитам ниже:
4100 1642 6573 923 (кошелек Юmoney), либо прямая ссылка для перевода средств: