Знакомьтесь! Перед вами советский мотоцикл среднего класса «Иж ЮК», выпускавшийся с 1961 по 1966 год, на Ижевском машиностроительном заводе.
Аббревиатура «Иж ЮК» расшифровывается следующим образом:
- «Иж»- марка мотоцикла.
- «Ю» - Юпитер - название модели.
- «К» - «Коляска» - наличие бокового прицепа.
Опытный образец мотоцикла «Иж Юпитер» имел обозначение «Иж-58», под этим именем он был представлен на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году, как инновационно новый мотоцикл марки «Иж».
В отличии от массово производившегося на тот момент мотоцикла «Иж-56», мотоцикл «Иж-58» был оборудован новым двухцилиндровым двигателем мощностью 18 л.с., который мощнее на 5 л.с., чем у «Иж-56».
В 1958 году «Иж-58» переименовывается в «Иж Юпитер», а конструкторскому бюро ставится следующая задача: "Поставить мотоцикл на конвейерную сборку". Спустя три года, во второй половине 1961 года с конвейера сходит первый серийный мотоцикл «Иж Юпитер».
Рассматриваемый в публикации «Иж ЮК» 1964 года выпуска. Мотоцикл после реставрации. Обновленно лакокрасочное покрытие. Хромированные декоративные элементы, что присутствуют на коляске, реставрации не подвергались. Модель коляски БП-62.
Особого внимания заслуживает кузов бокового прицепа, здесь как видим, инженеры учли все существующие законы аэродинамики. К тому же, для удобной посадки пассажира оборудовали "люльку" откидным верхом со встроенным ветровым стеклом.
"Коляска" рассчитана для одного пассажира. В задней части расположен инструментальный ящик, над которым установлен заводской багажник.
На крыле у коляски должен быть габарит с прозрачным цоколем, но как мы видим, там оранжевый цоколь. За неимением прозрачного цоколя, данное решение несёт временный характер.
Из светооптики мотоцикл «Иж ЮК» оборудован передней фарой и двумя задними стоп сигналами со встроенными огнями габаритов. Один фонарь установлен на заднем крыле мотоцикла, другой на крыле коляски. Указатели поворотов конструктивно отсутствуют. Напряжение бортовой электросети 6 Вольт.
В отличии от «Иж-56» переднее крыло на «Иж ЮК» крепится к нижнему мостику передней вилки, что кстати, весьма практично и продуманно. Теперь грязь не забивается между крылом и колесом, что нередко приводило к невозможности движения мотоцикла в условиях бездорожья.
Передняя вилка телескопическая с гидравлическим амортизатором. В задней подвеске установлен маятник с двумя гидравлическими амортизаторами. Рама трубчатая сварная неразборная.
Привод на заднее колесо цепной. На передней и задней оси мотоцикла тормоза барабанные.
Сидение сдвоенное, с рукояткой для пассажира. С левой стороны в бардачке находится аккумуляторная батарея.
- На руле справа: Обогатитель, рукоятка переднего тормоза и рукоятка газа.
- На руле слева: Тумблер освещения с кнопкой звукового сигнала и рукоятка сцепления.
В фаре встроен спидометр, замок зажигания и пара сигнальных ламп.
Емкость топливного бака 18 литров. Бензин (А-66, Б-70) перед заправкой в бак разбавляется автолом в пропорции 25:1 для обкатанного мотоцикла и 20:1 при обкатке. Топливная смесь из бака в карбюратор подаётся самотеком.
«Иж Юпитер-К» оборудован двухтактным, двухцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением. Объем двигателя 347 куб см, мощность 18 лошадиных сил. Карбюратор К-28 Ж. Коробка передач четырёхступенчатая. Глушителя окрашены огнеупорной краской.
Максимальная скорость мотоцикла с коляской -80 км/ч, без коляски 110 км/ч.
Расход топлива по трассе при постоянной скорости движения 50-60 км/ч на 100 км. Для мотоцикла с коляской -5.8 литров. Одиночка - 4 литра.
В эксплуатации «Иж ЮК» славился своей надёжностью. В случае выхода из строя одного цилиндра или каких-то перебоев в системе зажигания, мотоцикл мог свободно продолжать своё движение на одном цилиндре. На этом у меня всё! До новых встреч.