Найти тему
История войн и оружия

Bf 109E "Эмиль": первый массовый истребитель Мессершмитта

Е-0
Е-0

В 1933 г. когда Гитлер пришел к власти, он решил, что немцы смогут завоевать себе "жизненное пространство" - "либенсраум" только с помощью меча, торговлю и увеличение влияния другими методами от отбросил.

Соответственно он вложил гигантские средства в военную промышленность, активизировались военные разработки. В 1934 г. свежесозданное министерство авиации огласило свои требования к истребителю-моноплану. Тактико-технические требования к самолету были такие, что соблюсти их было невозможно.

Один из участников конкурса Вилли Мессершмитт со своей фирмой "Байерише флюгцойгверке" решил отойти от требований военных, что впоследствии принесло ему успех. В 1937 г. новый истребитель Bf 109 стал основным в германских ВВС. Сначала построили модификацию Bf 109B, потом C и D.

К началу войны с Советским Союзом вторым истребителем "Мессершмитта" по распространенности в люфтваффе был Ме-109E, фронтовое прозвище "Эмиль".

При создании модификации Е конструкторы воспользовались планерами предсерийной партии Bf 109D-0, летные испытания Bf 109V14 (D-IRTT) и V15 (D-IPHR), начались летом 1938 г. Оба самолета получили DB 601А1 взлетной мощностью 1 050 л. с. при частоте вращения коленвала 2 480 об/мин, 1 000 л. с. при частоте вращения 2 400 об/мин и 810 л. с. при 2 200 об/мин на высоте 3 700 м.

Bf 109V14 был вооружен двумя фюзеляжными пулеметами MG 17 и двумя крыльевыми пушками MG/FF, а VI5 имел только пулеметы.

Bf 109V17
Bf 109V17

Один из предсерийных самолетов Bf 109V17 (D-IWKU) получил двигатель DB-601Aa, который послужит прототипом модификации Bf 109Е-3. Этот мотор позволял разместить в развале блока цилиндров 20-мм пушку MG/FF, которая стреляла через кок винта. На взлетном режиме мощность составляла 1 175 л. с., на высоте 4 500 м - 1 020 л. с. Модификация E-2 с двигателем DB-601A и мотор-пушкой MG/FF была сочтена излишней и в серии не строилась, по другим данным построили несколько машин.

В итоге самолет Bf 109Е-1 получил мотор "Даймлер Бенц" DB 601 (взлетная мощность 1 050 л. с.) с системой непосредственного впрыска топлива и гидромуфтой в приводе нагнетателя. Двигатель был более надежным, чем у предшествующих модификаций. У самолета был винт VDM изменяемого шага. Он получил приемо-передающую радиостанцию FuG 7. Пилот не был никак защищен, а бензобак не был протектирован.

Вооружался "Эмиль" двумя 7,92-мм пулеметами в корпусе с двумя такими же пулеметами в консолях крыла. В корпусе боекомплект был 1 000 патронов на ствол, в крыле по 420. Трассы пушек и пулеметов сводились на 200 м.

Истребитель развивал максимальную скорость 548 км/ч, крейсейрская скорость была 477 км/ч. Практическая дальность была 660 км. Максимальная скороподъемность составила 930 м/мин. Практический потолок 10 500 м.

Е-1
Е-1

Осенью 1939 г. пошел в производство E-3, он сменил Е-1, крыльевые пулеметы поменяли на 20-мм пушки MG FF с боекомплектом 20 снарядов на ствол. Для пушек поставили обтекатели на нижней стороне крыла.

Секундный залп пушек и пулеметов был 2,2 кг.

В частях выявилась проблема перегрева пушек, задержек и большой отдачи и их часто демонтировали.

С лета 1940 г. E-4 получили такие же пушки. С 1941 г. MG FF/M с 60 фугасными снарядами. Для пушек сделали выштамповки с нижней стороны крыла.

Мотор с непосредственным впрыском топлива мог стабильно работать при отрицательных перегрузках, которые возникали когда самолет переходил в пикирование из горизонтального полета. У карбюраторных моторов возникали с этим проблемы.

Недостатком самолета был мощный разворачивающийся момент двигателя при взлете, что усложняло разбег и выполнение правого боевого разворота по сравнению с левым.

E-3 попал в руки французов и англичан. Во Франции "Мессершмитт" сравнили со своими истребителями "Деваутин" D-520, "Блох" MB-174 и "Потез" 63-11, да он превосходил их в летных данных, но не асболютно. По результатам английских испытаний, выснилось, что "Харрикейн" превосходит немца только в горизонтальной маневренности на малых высотах, уступал ему и "Спитфайр" 1.

Нашли англичане и недостатки самолета. Руль высоты и элероны "тяжелеют" на высоких скоростях, из-за высокой нагрузки на крыло самолет имеет высокую скорость при эволюциях и большой радиус разворота, при пикировании отсутствие триммера руля направления вызывает большие нагрузки на педалях, кабину сочли слишком тесной.

"Мессершмитт" отлично управлялся на малых и средних скоростях, имел отличные углы атаки на малых скоростях, не сваливался в штопор, имел короткий разбег.

Еще одним достоинством "сто девятого" был крутой угол набора высоты на небольшой скорости, английские машины "на хвосте" у него удержаться не могли.

Этот экземпляр "Эмиля" в апреле 1942 г. отправили в США, чтобы сравнить уже с американскими машинами.

По опыту боев во Франции фонарь кабины E-3 получил усиленный переплет, пилот был защищен 8-мм бронеспинкой весом 24 кг. Чуть позже в откидной части фонаря появился 13-кг бронезаголовник. От мотор-пушки MG/FF отказались окончательно.

В итоге в серийном производстве появился Е-4, который сменил Е-3 в конце лета 1940 г. Одним из основных отличий был угловатый и более прочный переплет фонаря.

Летом 1940 г. фирма "Икария-верке" из Вельтена предложила для крыльевых пушек MG/FF ленточную систему питания, но она долго отлаживалась и в серию так и не пошла. Удалось поднять темп стрельбы пушек на "четверке".

Для увеличения дальности полета "сто девятому" могли подвесить 300-литровый подвесной бак из фанеры, он в основном использовался для перегонки машин, пилот сначала вырабатывал топливо из него, а потом сбрасывал, чтобы он не мешал в воздушном бою.

Проводились испытания по буксировке "Эмиля", его тащил двухмоторный Bf 110 с помощью замка на коке винта, взлетали они оба с работающими моторами, потом у 109-го винт флюгировался. Испытания прошли успешно, но такой способ увеличения дальности истребителя посчитали чрезмерно экзотичным.

Во время войны с Францией Bf 109Е-1/В и Е-4/В использовали как истребитель-бомбардировщик (Jabo), подвешивая 50-кг или 250-кг бомбу на подфюзеляжный балочный держатель.

Пилотов кратко проинструктировали о способах бомбометания, благо стрелковый прицел "Реви" оказался пригодным для бомбометания с пикирования. Наиболее выгодным углом был 45 градусный. На малой и средней высоте скорость пикирования должна была быть 600 км/ч.

Войсковые испытания самолет проходил в спецгруппе EGr210, в третьем отряде. Jabo были также в группе II(Sch.)/LG2.

Опыт был признан успешным и Геринг распорядился иметь в каждой истребительной эскадре по отдельному отряду истребителей-бомбардировщиков. Потом подфюзеляжный держатель Bf 109Е-4/В приспособят под четыре 50 кг бомбы.

Bf.109 E-3 Jabo c бомбой ETC 500
Bf.109 E-3 Jabo c бомбой ETC 500

Был и вариант разведчика Bf 109Е-5 без крыльевых пушек, а в хвосте позади кабины была фотокамера Rb 21/18.

Летом 1940 г. пошел в серию двигатель DB 601 N взлетной мощностью 1 200 л. с., на высоте 5 000 м - до 1 270 л. с., в течении одной минуты.

Предыдущий мотор работал на 87-октановом бензине B4, а новый уже 96, что позволило повысить степень сжатия топливо-воздушной смести с 6,9 до 8,2. Для повышения прочности конструкторы изменили форму головки цилиндров.

Messerschmitt Bf.109E из Erg.Gr./JG54 с эмблемой III/JG1. https://grafiq.ru/wp-content/uploads/2018/09/Messerschmitt-Bf109E-Erg-JG54-III-JG1-1024x596.jpg
Messerschmitt Bf.109E из Erg.Gr./JG54 с эмблемой III/JG1. https://grafiq.ru/wp-content/uploads/2018/09/Messerschmitt-Bf109E-Erg-JG54-III-JG1-1024x596.jpg

Новый мотор получили "четверки", "пятерки" и "шестерки". E-6 получил четыре пулемета, а в кабине пилота была ручная фотокамера. Внешне он не отличался от обычного истребителя.

В начале осени 1940 г. со сборочных линий стал сходить Bf 109Е-7, с тем же мотором, но на него можно было подвесить или 300-литровый бак или 250 кг бомбу. У самолетов этой модификации кок имел заостренную форму из-за мотора, некоторые самолеты получили бронестекло в лобовой части фонаря. За баком была 6-мм стальная бронеплита, которая перекрывала все сечение фюзеляжа.

У штурмовой субмодификации Bf 109E-7/U2 были 5-мм бронеплитки под маслорадиатором и топливными насосами, чтобы обеспечить защиту от обстрела с земли.

Были тропические варианты Bf 109Е-4/Тrор, Е-5/Trop и Е-7/Тrор, они поставлялись на Средиземноморье. Они получили пылевой фильтр, аварийный комплект и узел крепления для съемного зонтика, который прикрывал кабину. Когда пилот поднимался на высоту, он переключал воздушный поток с пылефильтра непосредственно к двигателю.

Bf.109 E-4 Trop
Bf.109 E-4 Trop

Субмодификация Bf 109E-7/Z получила систему форсажа с впрыском закиси азота GM-1. Баллон с сжиженным газом смонтировали в закабинном отсеке. Подавалась закись ко входу к нагнетатель с помощью сжатого воздуха. Смесь при высокой температуре, выделяла кислород, который позволял сжигать большее количество топлива в объеме цилиндра, так повышалась мощность мотора. Она также допускала использовать низкооктановое топливо в двигателях с большой степенью сжатия, так как понижала температуру топливно-воздушной смеси. Также закись увеличивала потолок, скорость и скороподъемность истребителя на больших высотах.

Скорость Bf 109E-7/Z в диапазоне высот от 8 000 до 11 000 с включенной системой GM-1 увеличивалась на 60 - 105 км/ч, скороподъемность на 2 -3 м/с.

Минусом было то, что на малых высотах GM-1 была не нужна, а смещение центра тяжести назад из-за нее, привело к ухудшению устойчивости истребителя, особенно на больших углах атаки.

Осенью 1940 г. запустили в серию Bf 109Е-8 и Е-9, они получили моторы DB 601Е, более форсированные по частоте вращени коленвала и наддуву. Взлетная мощность возросла до 1 350 л. с.

"Восьмерка" была, в целом аналогична "семерке" за исключением мотора. "Девятка" изготавливалась в варианте разведчика, без крыльевых пушек и с фотокамерой Rb 50/30 в хвосте. E-8 и E-9 были выпушены в небольших количествах, так как готовилась к выпуску более совершенная модификация F.

На "Эмиле" испытали подвеску двух сбрасываемых 300-литровых баков над крылом. Потом вместо баков поставили контейнеры над крылом, которые вмещали двух человек с парашютами. Можно или перевозить агентов или эвакуированных раненных. Испытания показали, что крейсерская скорость уменьшилась на 20 км/ч. В дальнейшем подобные опыты продолжились на Bf 109G-12.

На Bf 109Е-8 испытывали неубирающееся лыжное шасси. На испытаниях на левой лыже разрушилось крепление, пилот поднялся повыше и выбросился с парашютом.

Спасибо за прочтение.

Источник: Уголок неба, Википедия.

***

Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ADVK6, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.

***