Во времена сталинского руководства СССР строительство крупных объектов всегда обуславливалось серьёзными причинами. Особое внимание уделялось обороне страны. Глава государства понимал, что война капиталистических держав против социализма неизбежна. Вопрос лишь в сроках.
К 1935 году были закончены основные работы по Киевскому укрепрайону, одному из самых мощных в линии Сталина. Город прикрыли цепью ДОТов и глубоких искусственных водоёмов. После окончания работ стало ясно, что есть две уязвимых «линии», которые могут сильно осложнить оборону Киева в случае войны. Это два железнодорожных моста через Днепр. В первые же часы военных действий их может разрушить авиация противника и прервать снабжение.
Сталин принимает личное решение о строительстве одновременно двух тоннелей, по которым можно осуществлять сообщение берегов, не боясь обстрелов и бомбардировок. Строительство началось в 1938 году. За 9 лет в полной секретности планировалось построить два тоннеля. До начала войны построили бетонные заводы, жилые дома для ИТР и общежития для рабочих.
На стройку набрали 12 тысяч человек. Каждый из них прошёл армию и был проверен органами Госбезопасности. Брали людей, которые были знакомы с дисциплиной и умели держать язык за зубами. Даже люди с разных участков не имели права обмениваться информацией о видах и ходе работ. Нарушителям грозило 10 лет без права переписки. Передвигаться по своему участку работ можно было только с пропуском, который сдавали при выходе с объекта.
По замыслу строителей поезда могли двигаться по тоннелям в обеих направлениях. При необходимости рельсы перекрывались для прохода автомобилей или танков.
Большинство участков возглавляли специалисты, работавшие ранее на строительстве московского метро. В сложнейших условиях строительства не обошлось без аварий. В феврале 1941 года сжатый воздух из тоннеля «выстрелил» на поверхность и всё пространство моментально заполнилось водой. Люди с трудом успели спастись. Начальник участка тут же «вылетел» с работы, и всё начали восстанавливать.
Но началась война. Люди рвались закончить стройку назло Гитлеру. Но к концу июля немцы были совсем рядом. Пришлось затопить проходческие щиты и тюбинги, а остальное ценное оборудование засыпали землёй. Строителей эвакуировали вглубь страны и все они получили бронь от мобилизации на фронт.
Строительство пытались возобновить уже в 1944 году. Откопали строительную технику и откачали воду из шахтных стволов. Но через некоторое время руководство страны решило остановить строительство уже навсегда. Этому были три основных причины: увеличение мощности авиабомб, известность расположения объекта, отсутствие нужного числа людских и финансовых ресурсов. Полностью работы были прекращены в 1949 году.
Но «Сталинское метро» не умерло полностью. В 50-е годы технологическое оборудование и чугунные тюбинги из него использовали при строительстве двух станций метро в Киеве.
Остатки сооружений из бетона сохранились и в наши дни в нескольких местах Киева. Например, их можно увидеть на острове Жукова или Водников, у села Пирогов или на Осокорках. Когда «сталкеры» и аквалангисты пытались узнать современное состояние тоннелей, в большинстве они обнаружили залитые бетоном или перекрытые арматурой входы.
Гипотез о том, что находится внутри, великое множество – от утонувших строителей, до отравляющих веществ, оставленных гитлеровцами. Некоторые пишут, что тоннели используются по военному назначению новым руководством Украины.
Что является правдой, точно неизвестно. В одном не приходится сомневаться – во времена Иосифа Виссарионовича всегда делали грандиозно и на века. Внешний облик сооружений несмотря на долгие годы заброшенности, до сих пор производит впечатление монументальности и внутренней скрытности.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал