Найти тему
Авто Энциклопедия

Одна на всех, мы за ценой не постоим... Как создавалась «Победа»

История легендарного автомобиля началась еще до начала войны. Перспективные планы по созданию нового легкового автомобиля появились на Горьковском автозаводе в 1938 году. Предприятие закупило несколько иностранных моделей для изучения и последующего использования западных наработок в собственной перспективной модели. В том же году заводским художником-конструктором В. Бродским был представлен первый эскиз каплевидного автомобиля обтекаемой формы.

-2

Воплощению идеи в жизнь помешала война, Горьковский завод был срочно переориентирован на выпуск продукции для нужд фронта. Но уже в 1943-ем году работа по созданию легковушки нового поколения возобновилась. Возглавил её главный конструктор завода А. А. Липгарт. 6 ноября 1944-го года первый экспериментальный образец был готов. Машину оснастили лицензионным американским 6-цилиндровым двигателем, её задние двери открывались вперед по направлению движения. Модель получила заводской индекс М-25, испытывал автомобиль сам Липгарт.

М-25
М-25

К Началу 1945-го года изготовили и второй образец с более экономичным 4-цилиндровым двигателем. Задние двери в нем открывались как положено для современного автомобиля, против направления движения.

В июне 1945-го года обе новинки были представлены Сталину, Берия и Молотову. Высокая комиссия одобрила вторую машину с 4-цилиндровым двигателем. Она и пошла в серию под именем ГАЗ М-20 «Победа». Машина встала на конвейер 28 июня 1946-го. До конца года было собрано 23 экземпляра. Доработка и устранение недочетов проводились уже в процессе производства. Массовый выпуск модели начался в апреле 1947-го года.

ГАЗ М-20 «Победа»
ГАЗ М-20 «Победа»

Пятиместная машина среднего класса получила 4-цилиндровый нижнеклапаный двигатель объемом 2.1 литра мощностью 50 л.с. и 3-ступенчатую механическую коробку передач. Питался автомобиль низкооктановым бензином марки АА-66. При этом максимальная его скорость составляла 105 км. в час, а расход топлива 11 литров на 100 км. что по тем временам не много. «Победу» оснастили гидравлической тормозной системой с приводом на все колеса. Рычажные амортизаторы обеспечивали машине плавный ход. Кроме того, у неё был довольно приличный клиренс 200 мм.

-5

В течение всего периода производства до 1958-года в конструкцию “Победы” вносились изменения. В частности, в первых автомобилях указатели поворотов были механическими, далее их заменили световыми. Во второй серии, выпускаемой с 1948 года, кузов стал более прочным, рычаг переключения скоростей переехал на рулевую колонку.

-6

Появилась модификации: ГАЗ-М-20А с двигателем в 52 лс для использования в такси, М-20Б ограниченная серия с откидывающимся брезентовым верхом, кабриолет, «Победа-спорт». Существовала отдельная модификация для сельской местности ГАЗ-М 72 с полным приводом и более высоким клиренсом, а также быстроходная версия для КГБ с двигателем от ЗИМа.

Победа-спорт
Победа-спорт

В 1955 году с конвейера стали сходить автомобили последней третьей серии М-20В, помимо технических усовершенствований была изменена форма решетки радиатора.

М-20В
М-20В

«Победу» по лицензии изготавливали в Польше под именем «Варшава», широко экспортировали в скандинавские и другие страны. В Финляндии она стала любимой машиной таксистов. Зарубежные пользователи отмечали высокий комфорт, представительный вид советского автомобиля. Он успешно конкурировал с западными моделями того времени.

-9

Автомобиль стал символом нашей Победы не только у нас в стране, но и за её пределами. За весь период производства за ворота Горьковского автозавода вышло 241 497 «Побед» разных модификаций. Последняя машина этой модели сошла с конвейера 30 мая 1958-го года, она была сразу отправлена в музей завода.

Авто
5,66 млн интересуются