В прошлом году впервые благодаря национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" был обновлен парк подвижного состава в ряде российских городов или, как принято называть в программе - агломераций. В 2020 году "счастливчиков" было 14. Эти населенные пункты получили 547 новых газовых автобусов, 64 троллейбуса и 43 трамвая. На эти цели из федерального бюджета было выделено 5,8 млрд. рублей. Техника поставляется на основе софинансирования из федерального бюджета и бюджета региона или муниципального образования. При этом Федерация компенсирует 60 % стоимости подвижного состава. Подвижной состав приобретается по лизинговой схеме.
С 2021 года частью БКАД стал федеральный проект "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях". На цели обновления подвижного состава в 2021 году из федерального бюджета будет пока выделено 3,5 миллиарда рублей. Условия прежние - льготный лизинг и компенсация из федерального бюджета 60 % затрат. Пока планы на 2021 год скромнее прошлых - отобрано 13 городских агломераций, для которых будет приобретено 412 единиц подвижного состава - 305 автобусов и 107 троллейбусов. Счастливчиками, прошедшими конкурсный отбор, стали следующие городские агломерации: Екатеринбургская, Красноярская, Казанская, Воронежская, Новосибирская, Омская, Самарско-Тольяттинская, Пермская, Череповецкая, Нижегородская, Ивановская, Кемеровская и Саратовская.
Минтрансом поставлена более амбициозная задача обновить транспорт в 30 агломерациях до 2024 года и в 105 агломерациях – до 2030 года.
Что касается инфраструктуры, например, трамвайных путей или контактно-кабельной сети электротранспорта, то в национальный проект БКАД данные мероприятия не включены. В настоящее время в Минтрансе рассматриваются коммерческие модели с участием государства по реализации этих проектов, в частности возможно подключение ВЭБ РФ.
Вместе с тем, пока одни города получают новую технику по БКАД, другие вынуждены радоваться "подаркам" из Москвы, а в третьих общественный транспорт находится в непростом положении. Исходя из этого среди экспертов высказывались мнения, с которыми невозможно не согласиться, о необходимости увеличения федеральной поддержки в обновлении парка подвижного состава, ведь многие муниципалитеты не в состоянии позволить себе самостоятельного обновления и пополнения техники. Если ждать 2030 года, то отдельные российские хозяйства могут не дожить. Опять, не сообщается, какой процент подвижного состава каждой агломерации будет обновлен. Ведь, если, например, за эти годы город войдет в программу не более чем один раз и получит 15-30 единиц техники, то едва ли это спасет его городской транспорт. Все ли регионы смогут покрыть 40 % затрат на приобретение техники?
При выборе тех агломераций, которые получат подвижной состав, учитывается ли реальное состояние подвижного состава, не выйдет ли так, что большую часть подвижного состава получат "блатные регионы", руководство которых или приближенно к федеральной власти или имеет большие лоббистские возможности? А действительно нуждающиеся хозяйства не получат достаточной поддержки?
Можно задавать еще вопросы. То, что федеральные структуры, наконец-то, поняли о необходимости обновления парка подвижного состава городского транспорта однозначно положительно. Но вот пока поддержка, на личный взгляд, какая-то дозированная. Да и многие регионы остаются ни с чем, например, родная Тула не попала в программу ни в 2020, ни 2021 годах. Неужели ждать 2030 года?
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото автора.
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки в соцсети ВКонтакте
Другие материалы канала по теме транспорта:
САМАЯ МАССОВАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕТЕРБУРГСКОГО ТРАМВАЯ
Вернется ли трамвай на улицы Баку?
Тульский трамвай: текущее положение дел