Появление паровых двигателей в качестве силовой установки на кораблях и судах, серьезно изменило характеристики и возможности последних. Первые попытки использовать паровые машины для движения по воде относят к концу века восемнадцатого. Затем идет прорывной переход от гребных колес, расположенных по бортам, к гребному винту и на конец века девятнадцатого все как то успокаивается. Поршневые паровые машины продолжали степенное усовершенствование, но серьезных прорывов не намечалось. Альтернативой поршневым паровым машинам были турбины, но до появления конструкции описываемой в материале, к ним относились как к экзотике.
Основная проблема паровых турбин была в их очень высоких оборотах и сильной вибрации, грозившей разрушению основного вала, ну и выходу из строя всего устройства соответственно. По началу турбины использовали на суше для генерации электроэнергии, таковой была и первая турбина Чарльза Парсонса, созданная им в 1884 году. Он совершенствовал свое детище, но в 1889 году у него произошел разрыв отношений с компаньонами по фирме "Кларк, Чапмэн, Парсонс и Ко". Основным последствием стало то, что Парсонсу пришлось переключиться на создание радиальных многоступенчатых турбин, поскольку патент на активные остался у компаньонов, он восстановит право на него в 1894. Собственно получившаяся конструкция турбины, которая под именем Парсонса вошла в историю, сочетала в себе активный и реактивный принцип использования пара, в ней применялись как активные диски, так и пассивные, в качестве направляющих. Конструкция Парсонса, ставшая классикой, могла еще долгое время бить рекорды на суше в составе новых тепловых электростанций и приносить деньги создателю на продаже патентов, но он видел ее применение в другом качестве.
Первая попытка предложить свою конструкцию в качестве корабельной силовой установки английскому адмиралтейству закончилась ничем. Видимо это задело создателя турбины и он решает доказать свою правоту собственными силами. В 1894 году Парсонс строит опытное судно, с говорящим именем "Турбиния". Основная задача - доказать превосходство турбин над паровыми машинами, подавляющее превосходство. Но первые ходовые испытания удручают, "Турбиния" на одном винте с турбиной в 2000 лошадиных дают 19.7 узла, вместо ожидаемых 30. Виной тому было явление, позже названное кавитацией, если по простому, то вода прост закипала в зоне очень быстро вращавшегося винта, лишая его упора и скорость хода резко падала. Год испытаний и девять испробованных различных гребных винтов, побудили Парсонса, радикально пересмотреть конструкцию судна. Одновальную установку заменили на трехвальную, на каждом валу друг за другом располагались три винта и это позволило достигнуть задуманного. На первом же проходе "Турбиния" достигла 32 и восьми десятых узла. Упорство и старания Парсонса над "Турбинией" небыли случайными, он вынашивал план очень эффектной, как бы сейчас написали промо-акции, дерзкой и ранее невиданной. В 1897 году Британия готовилась к празднованию шестидесятилетия восшествия на престол королевы Виктории, разумеется планировался морской парад, с участием приглашенных иностранных боевых кораблей. Именно на это мероприятие и нацелился Парсонс со своей "Турбинией", которая после еще более тщательных доработок давала 34 с половиной узла при силовой установке в 2400 лошадиных сил. Он рассчитал акцию с той же точностью, с которой рассчитывал свои турбины, а потому очень не любил, когда его называли авантюристом. Его можно понять, авантюрист рискует заранее предполагая возможность неудачи, а Парсонс был уверен в успехе, предварительно все взвесив и учтя многие нюансы.
Сама демонстрация "Турбинии" вошла в историю как Спитхедский инцидент. Итак, 26 июня 1897 года на Спитхедском рейде было выстроено 165 боевых корабля Великобритании и 15 иностранных. Дело близилось к полудню и вот вот должна была появиться королевская яхта "Виктория и Альберт" с наследником престола на мостике. Внезапно на рейде появляется "Турбиния" идущая полным ходом. Она с элегантной наглостью совершает разворот у флагманского корабля. Перехватить незванную гостью кидаются два новейших миноносца, но на них быстро понимают, что догнать ее не в состоянии. Миноносцы пытаются отрезать судно от Портсмутских доков, но опять не поспевают, "Турбиния" на немыслимой для тех времен скорости в 34 узла отрывается и уходит.
Демонстрация была более чем наглядной, наблюдавшая за всем через подзорную трубу из своего замка королева Виктория, задала первому лорду адмиралтейства риторический вопрос - «Скорость этого суденышка больше, чем у любого из ваших кораблей, не так ли?», ответить последнему было нечего.
В век двадцатый, "турбинизация" коснулась не только военного, но и гражданского флота, паровые машины были оттеснены во вторые ряды, но была у турбин одна болячка, которая портила всю картину.
Идеальное потребление топлива достигалось при ходе в 16-18 узлов, при более низкой скорости они начинали "есть" больше поршневых паровых машин. С реверсом на турбинах была вообще беда. Из-за этого, Парсонс предложил комбинированную турбомашинную установку, где турбины были для полного хода, а паровые машины для малого хода и реверса. Собственно и ныне на боевых кораблях часто применяют комбинированные силовые установки, правда турбины сейчас другие.