Какова типичная картинка в здании наших аэропортов? Толпы людей, среди которых изредка попадаются островки киосков с газетами или мелочевкой по баснословным ценам. Если очень повезет, то какой-нибудь автопроизводитель выкатит в зал свою модель, которую нужно пропиарить. Но так, чтобы в зале стояло два десятка автомобилей, да еще и необычных – это уже за гранью…
Интернет уверяет, что выставка ретромобилей, о которой пойдет речь, проходит в здании аэропорта Домодедово аж с 2019 года. Не буду спорить, но мои пути-дорожки все это время проходили мимо, и необычную экспозицию я увидел только на прошлой неделе. Так что постоянных посетителей Домодедово я уже не удивлю, а вот всем остальным, полагаю, будет интересно.
Если вкратце, Московский аэропорт Домодедово и компания S7 Airlines, для которой это место как дом родной, решили показать пассажирам, что аэровокзал – это вовсе не скучно. Экспозиция старинных автомобилей выставлена в атриуме внутренних авиалиний. Благодаря своеобразной архитектурной конструкции фасада, пространство терминала хорошо освещено, и все машины можно легко рассмотреть.
Всего в «Домодедово» представлено 24 автомобиля и 2 мотоцикла выпуска 20...30-х годов прошлого века. Некоторые из них являются частью личной коллекции челябинского предпринимателя В. Спиридонова и Музея ретро-авто в Челябинске.
Немного грустно, что все экспонаты – представители иностранного автопрома. Однако среди известных в настоящее время марок встречаются и совершенно забытые названия, так что для себя я открыл что-то новое.
Не мудрствуя лукаво, перечислю экспонаты в алфавитном порядке, чтобы никто не смог обвинить меня в предвзятости.
Chenard & Walcker. Начав свою деятельность в 1899 году с производства трициклов, фирма смогла добиться того, что автомобиль Chenard & Walcker выиграл первую в истории 24-часовую гонку в Ле-Мане.
Chevrolet. Серия АС была попыткой фирмы отжать себе часть рынка у конкурентов. Автомобили, оснащавшиеся 6-цилиндровыми моторами стоили столько же, сколько и «четверки» «голубого овала». Финт явно удался, и Chevrolet AC разошелся в итоге 850-тысячным тиражом, имея в арсенале 10 вариаций исполнения кузова.
Модель получила прозвище «Заклепочная Шестерка» из-за применения крепежных болтов с полукруглой головкой.
Citroen. «Два шеврона» представлены в «Домодедово» сразу в трех экземплярах.
Самый яркий из них - Citroen Type C 5HP Torpedo. Собственно, оно и понятно – автомобиль в свое время даже получил прозвище «Лимончик» именно за свой ядрено-желтый цвет. Впрочем, гораздо важнее, что модель стала первым в истории фирмы серийным легковым автомобилем.
Еще один Citroen выглядит как недореставрированный, с то ли загрунтованным, то ли покрытым ржавчиной кузовом. На самом деле, модель B Conduite interieure стала первым европейским автомобилем, у которого был полностью металлический кузов. Несмотря на данное ноу-хау, определившее будущее автомобилестроения на десятилетия вперед, модель выпускалась всего год, и ее тираж не превысил 17000 единиц.
На его фоне наследник Citroen B14 выглядел мегапопулярным. Благодаря роскошной отделке салона и регулируемому сиденью модель была признана чрезвычайно комфортным автомобилем – за два года было выпущено 128000 штук.
Delahaye. Известная в начале прошлого века фирма к середине 1920-х была вынуждена заняться кооперацией с такими же, как она, предприятиями, чтобы противостоять более крупным компаниям. В итоге появившийся Delahaye Type 107M стал чуть ли не точной копией Chenard & Walcker F1 10CV.
Dodge. Оказывается, американцы славились своей тягой к большим моторам не только в наше время, но и в стародавние времена. Как вам Dodge 124 Open Touring, имевший двигатель с рабочим объемом в 3560 куб.см и выдававший 24 «лошадки»? Сравните его с «европейцами» - такую же мощность они снимали, имея под капотами всего 1,5 литра.
Donnet-Zedel. Скажу честно, я не знал ни о существовании Donnet-Zedel, ни, тем более, о ее конкретной модели CI-7. А вот была во Франции такая фирма и даже успела выпустить несколько различных моделей. Правда, к 1932 году она прекратила свое существование, так что мое невежество в данном случае простительно.
Fiat. Итальянский автопром тех лет представлен в экспозиции сразу двумя автомобилями марки Fiat. Первый из них - модели Valencia 505. Это самый старый автомобиль выставки с точно установленным годом выпуска – 1919. Говорят, Королева Великобритании, посещая Рим, в свое время выбрала для экскурсии по городу именно эту модель.
Стоящий неподалеку Fiat 509 Spider не может похвастаться такими именитыми пассажирами. Зато он стал первой моделью, которая стала собираться на конвейере. Было выпущено около 90000 таких «пятьсот девятых».
Ford. Знаменитая на весь мир компания может похвастаться сразу тремя моделями под домодедовскими сводами.
Во-первых, это, конечно же, Ford T. «Жестянка Лиззи» стала не только тем автомобилем, с помощью которого Генри Форд посадил на колеса всю Америку, но и продемонстрировала самое чудесное при взгляде из нынешних времен превращение – ценник на нее упал с 825$ в 1908 году, до 260$ в 1925-м. Без комментариев…
Второй экспонат - Ford A Phaeton: модель, которая выпускалась в десятке вариантов кузовов и в шести странах мира на различных континентах. Неудивительно, что за 4 года выпущено в общей сложности 4,8 миллиона автомобилей данной модели.
А завершает трио Ford Y. Разработанная специально для выпуска и продажи вне территории США, эта модель разошлась тиражом в 136000 единиц. Она стала одним из самых дешевых автомобилей своего времени.
Lorraine-Dietrich. Пожалуй, самый красивый и самый солидный автомобиль во всей экспозиции - это Lorraine-Dietrich B36. Но, интересен он не только внешне. В 1926 году во время гонки в Ле-Мане модель заняла все три призовых места, и рекорд средней скорости составил 106,35 км/ч.
Mathis. Еще одна не слишком известная у нас марка. А ведь в 20-х годах прошлого столетия фирма входила в четверку крупнейших автопроизводителей Франции! Увы, уже в 1950 году ее история завершилась. Представленный в экспозиции Mathis Type MY - одна из выпускавшихся моделей.
Michel Irat. Один из редчайших автомобилей в экспозиции - Michel Irat CB1. Он был выпущен в количестве всего 120 единиц, и то, что один из экземпляров уцелел – маленькое чудо. Дело в том, что фирма Michel Irat просуществовала только один год.
Обратите внимание, несмотря на вполне себе автомобильный образ с полноценным закрытым кузовом, модель весила всего полтонны. Ошибка в описании или передовые технологии?..
Opel. Наконец-то перечисление марок дошло и до знакомых в современном мире названий. Opel Model 1,2L в свое время был весьма популярным автомобилем, благодаря низкой стоимости – всего 650$. Модель не была шедевром инженерной мысли или дизайнерских решений. Однако выпуск ее продолжался шесть лет.
Peugeot. Именно эта фирма становится победителем по количеству демонстрируемых в «Домодедово» транспортных средств – целых четыре штуки.
Загибайте пальцы. Peugeot 5CV, ставший основоположником существующей в настоящее время серии Peugeot 206 – это раз. Peugeot 172 R, являющийся развитием вышеупомянутой модели 5CV и остававшийся популярным на всем протяжении выпуска – это два. Peugeot 201 BR, основоположник моды именовать модели трехзначным индексом с нулем посередине, и спаситель компании в экономический кризис начала 1930-х годов – это три. И мопед Peugeot P.50, разгонявшийся с помощью 2-сильного моторчика до скорости 112 км/ч — это четыре.
Pontiac. Еще один представитель классических «американцев» с многолитровыми моторами - Pontiac 6-28 (186). Модель стала попыткой продавать 6-цилиндрове модификации по стоимости «четверок». Надо признать, успешной попыткой. За три года производства машина разошлась более чем 400-тысячным тиражом.
Renault.Еще одна, девятая по счету французская марка в экспозиции. Франция рулит?! Модель Renault NN известна двумя интересными фактами. Первый – Джордж Естиенн в 1927 году проехал на данном авто без малого 17000 км по пустыне Сахара без каких-либо механических неисправностей. Второй – Владимир Маяковский подарил такой автомобиль Лилии Брик, женщине, которую любил, и даже посвятил ему стихотворение «В ответ на будущие сплетни». Какой из фактов интереснее - решайте сами.
Studebaker.Если кто-то при упоминании данной марки сразу вспомнил: «У «Студера» мотор втрое!», то разочарую – речь про совсем другой автомобиль. Здесь больше подойдет: «Идите к чёртовой матери со своим «Студебеккером»! — заорал Остап». Впрочем, и «Место встречи изменить нельзя», и «Золотой теленок» я считаю прекрасными произведениями. Значит Studebaker Erskine 50 Sedan, представленный в Домодедово, для меня тоже хорош.
Willys. В 1926 году фирма совершила прорыв, представив модель 96, оснащенную тормозами на всех колесах, системой водяного охлаждения и системой смазки под давлением. Одна из модификаций той новинки, Willys Overland 96A, как раз и экспонируется сейчас в аэропорту.