Найти тему
АвтоДвиж

Что забыли иномарки вековой давности в аэропорту Домодедово

Какова типичная картинка в здании наших аэропортов? Толпы людей, среди которых изредка попадаются островки киосков с газетами или мелочевкой по баснословным ценам. Если очень повезет, то какой-нибудь автопроизводитель выкатит в зал свою модель, которую нужно пропиарить. Но так, чтобы в зале стояло два десятка автомобилей, да еще и необычных – это уже за гранью…

Интернет уверяет, что выставка ретромобилей, о которой пойдет речь, проходит в здании аэропорта Домодедово аж с 2019 года. Не буду спорить, но мои пути-дорожки все это время проходили мимо, и необычную экспозицию я увидел только на прошлой неделе. Так что постоянных посетителей Домодедово я уже не удивлю, а вот всем остальным, полагаю, будет интересно.

Если вкратце, Московский аэропорт Домодедово и компания S7 Airlines, для которой это место как дом родной, решили показать пассажирам, что аэровокзал – это вовсе не скучно. Экспозиция старинных автомобилей выставлена в атриуме внутренних авиалиний. Благодаря своеобразной архитектурной конструкции фасада, пространство терминала хорошо освещено, и все машины можно легко рассмотреть.

-2

Всего в «Домодедово» представлено 24 автомобиля и 2 мотоцикла выпуска 20...30-х годов прошлого века. Некоторые из них являются частью личной коллекции челябинского предпринимателя В. Спиридонова и Музея ретро-авто в Челябинске.

Немного грустно, что все экспонаты – представители иностранного автопрома. Однако среди известных в настоящее время марок встречаются и совершенно забытые названия, так что для себя я открыл что-то новое.

-3

Не мудрствуя лукаво, перечислю экспонаты в алфавитном порядке, чтобы никто не смог обвинить меня в предвзятости.

Chenard & Walcker. Начав свою деятельность в 1899 году с производства трициклов, фирма смогла добиться того, что автомобиль Chenard & Walcker выиграл первую в истории 24-часовую гонку в Ле-Мане.

Французский Chenard & Walcker Y6, 1931 года. Двигатель - 2,9-литровый, 70-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1240 кг, максимальная скорость - 120 км/ч. Автомобиль выпускался с 1928 по 1932 год
Французский Chenard & Walcker Y6, 1931 года. Двигатель - 2,9-литровый, 70-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1240 кг, максимальная скорость - 120 км/ч. Автомобиль выпускался с 1928 по 1932 год

Chevrolet. Серия АС была попыткой фирмы отжать себе часть рынка у конкурентов. Автомобили, оснащавшиеся 6-цилиндровыми моторами стоили столько же, сколько и «четверки» «голубого овала». Финт явно удался, и Chevrolet AC разошелся в итоге 850-тысячным тиражом, имея в арсенале 10 вариаций исполнения кузова.

Модель получила прозвище «Заклепочная Шестерка» из-за применения крепежных болтов с полукруглой головкой.

Американский Chevrolet AC Open Tourer, 1929 года. Двигатель - 3,17-литровый, 46-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1150 кг, максимальная скорость - 97 км/ч. Автомобиль выпускался с 1928 по 1932 год
Американский Chevrolet AC Open Tourer, 1929 года. Двигатель - 3,17-литровый, 46-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1150 кг, максимальная скорость - 97 км/ч. Автомобиль выпускался с 1928 по 1932 год

Citroen. «Два шеврона» представлены в «Домодедово» сразу в трех экземплярах.

Самый яркий из них - Citroen Type C 5HP Torpedo. Собственно, оно и понятно – автомобиль в свое время даже получил прозвище «Лимончик» именно за свой ядрено-желтый цвет. Впрочем, гораздо важнее, что модель стала первым в истории фирмы серийным легковым автомобилем.

Французский Citroen Type C 5HP Torpedo, 1925 года. Двигатель - 1,45-литровый, 18-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 900 кг, максимальная скорость - 90 км/ч. Автомобиль выпускался с 1921 по 1926 год
Французский Citroen Type C 5HP Torpedo, 1925 года. Двигатель - 1,45-литровый, 18-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 900 кг, максимальная скорость - 90 км/ч. Автомобиль выпускался с 1921 по 1926 год

Еще один Citroen выглядит как недореставрированный, с то ли загрунтованным, то ли покрытым ржавчиной кузовом. На самом деле, модель B Conduite interieure стала первым европейским автомобилем, у которого был полностью металлический кузов. Несмотря на данное ноу-хау, определившее будущее автомобилестроения на десятилетия вперед, модель выпускалась всего год, и ее тираж не превысил 17000 единиц.

На его фоне наследник Citroen B14 выглядел мегапопулярным. Благодаря роскошной отделке салона и регулируемому сиденью модель была признана чрезвычайно комфортным автомобилем – за два года было выпущено 128000 штук.

Delahaye. Известная в начале прошлого века фирма к середине 1920-х была вынуждена заняться кооперацией с такими же, как она, предприятиями, чтобы противостоять более крупным компаниям. В итоге появившийся Delahaye Type 107M стал чуть ли не точной копией Chenard & Walcker F1 10CV.

Французский Delahaye Type 107M, 1929 года. Двигатель - 4,05-литровый, 120-сильный. Коробка передач - 4-ступенчатая. Масса – 1524 кг, максимальная скорость - 153 км/ч. Автомобиль выпускался с 1927 по 1932 год
Французский Delahaye Type 107M, 1929 года. Двигатель - 4,05-литровый, 120-сильный. Коробка передач - 4-ступенчатая. Масса – 1524 кг, максимальная скорость - 153 км/ч. Автомобиль выпускался с 1927 по 1932 год

Dodge. Оказывается, американцы славились своей тягой к большим моторам не только в наше время, но и в стародавние времена. Как вам Dodge 124 Open Touring, имевший двигатель с рабочим объемом в 3560 куб.см и выдававший 24 «лошадки»? Сравните его с «европейцами» - такую же мощность они снимали, имея под капотами всего 1,5 литра.

Американский Dodge 124 Open Touring, 1928 года. Двигатель - 3,56-литровый, 24-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 980 кг, максимальная скорость - 90 км/ч. Автомобиль выпускался с 1928 по 1932 год
Американский Dodge 124 Open Touring, 1928 года. Двигатель - 3,56-литровый, 24-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 980 кг, максимальная скорость - 90 км/ч. Автомобиль выпускался с 1928 по 1932 год

Donnet-Zedel. Скажу честно, я не знал ни о существовании Donnet-Zedel, ни, тем более, о ее конкретной модели CI-7. А вот была во Франции такая фирма и даже успела выпустить несколько различных моделей. Правда, к 1932 году она прекратила свое существование, так что мое невежество в данном случае простительно.

Французский Donnet-Zedel CI-7, 1929 года. Двигатель - 2,54-литровый, 14,5-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1190 кг, максимальная скорость - 90 км/ч. Автомобиль выпускался с 1924 по 1935 год
Французский Donnet-Zedel CI-7, 1929 года. Двигатель - 2,54-литровый, 14,5-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1190 кг, максимальная скорость - 90 км/ч. Автомобиль выпускался с 1924 по 1935 год

Fiat. Итальянский автопром тех лет представлен в экспозиции сразу двумя автомобилями марки Fiat. Первый из них - модели Valencia 505. Это самый старый автомобиль выставки с точно установленным годом выпуска – 1919. Говорят, Королева Великобритании, посещая Рим, в свое время выбрала для экскурсии по городу именно эту модель.

Стоящий неподалеку Fiat 509 Spider не может похвастаться такими именитыми пассажирами. Зато он стал первой моделью, которая стала собираться на конвейере. Было выпущено около 90000 таких «пятьсот девятых».

Ford. Знаменитая на весь мир компания может похвастаться сразу тремя моделями под домодедовскими сводами.

Во-первых, это, конечно же, Ford T. «Жестянка Лиззи» стала не только тем автомобилем, с помощью которого Генри Форд посадил на колеса всю Америку, но и продемонстрировала самое чудесное при взгляде из нынешних времен превращение – ценник на нее упал с 825$ в 1908 году, до 260$ в 1925-м. Без комментариев…

Второй экспонат - Ford A Phaeton: модель, которая выпускалась в десятке вариантов кузовов и в шести странах мира на различных континентах. Неудивительно, что за 4 года выпущено в общей сложности 4,8 миллиона автомобилей данной модели.

А завершает трио Ford Y. Разработанная специально для выпуска и продажи вне территории США, эта модель разошлась тиражом в 136000 единиц. Она стала одним из самых дешевых автомобилей своего времени.

Lorraine-Dietrich. Пожалуй, самый красивый и самый солидный автомобиль во всей экспозиции - это Lorraine-Dietrich B36. Но, интересен он не только внешне. В 1926 году во время гонки в Ле-Мане модель заняла все три призовых места, и рекорд средней скорости составил 106,35 км/ч.

Французский Lorraine-Dietrich B36, 1928 года. Двигатель – 3,44-литровый, 80-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1076 кг, максимальная скорость - 140 км/ч. Автомобиль выпускался с 1924 по 1932 год
Французский Lorraine-Dietrich B36, 1928 года. Двигатель – 3,44-литровый, 80-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1076 кг, максимальная скорость - 140 км/ч. Автомобиль выпускался с 1924 по 1932 год

Mathis. Еще одна не слишком известная у нас марка. А ведь в 20-х годах прошлого столетия фирма входила в четверку крупнейших автопроизводителей Франции! Увы, уже в 1950 году ее история завершилась. Представленный в экспозиции Mathis Type MY - одна из выпускавшихся моделей.

Французский Mathis Type MY, 1927 года. Двигатель – 1,18-литровый, 22-сильный. Коробка передач - 4-ступенчатая. Масса – 850 кг, максимальная скорость - 80 км/ч. Автомобиль выпускался с 1927 по 1930 год
Французский Mathis Type MY, 1927 года. Двигатель – 1,18-литровый, 22-сильный. Коробка передач - 4-ступенчатая. Масса – 850 кг, максимальная скорость - 80 км/ч. Автомобиль выпускался с 1927 по 1930 год

Michel Irat. Один из редчайших автомобилей в экспозиции - Michel Irat CB1. Он был выпущен в количестве всего 120 единиц, и то, что один из экземпляров уцелел – маленькое чудо. Дело в том, что фирма Michel Irat просуществовала только один год.

Обратите внимание, несмотря на вполне себе автомобильный образ с полноценным закрытым кузовом, модель весила всего полтонны. Ошибка в описании или передовые технологии?..

Французский Michel Irat CB1, 1929 года. Двигатель – 1,08-литровый, 30-сильный. Коробка передач - 4-ступенчатая. Масса – 500 кг, максимальная скорость - 90 км/ч. Автомобиль выпускался с 1929 по 1930 год
Французский Michel Irat CB1, 1929 года. Двигатель – 1,08-литровый, 30-сильный. Коробка передач - 4-ступенчатая. Масса – 500 кг, максимальная скорость - 90 км/ч. Автомобиль выпускался с 1929 по 1930 год

Opel. Наконец-то перечисление марок дошло и до знакомых в современном мире названий. Opel Model 1,2L в свое время был весьма популярным автомобилем, благодаря низкой стоимости – всего 650$. Модель не была шедевром инженерной мысли или дизайнерских решений. Однако выпуск ее продолжался шесть лет.

Немецкий Opel Model 1,2L, 1933 года. Двигатель – 1,04-литровый, 23-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 930 кг, максимальная скорость - 85 км/ч. Автомобиль выпускался с 1931 по 1937 год
Немецкий Opel Model 1,2L, 1933 года. Двигатель – 1,04-литровый, 23-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 930 кг, максимальная скорость - 85 км/ч. Автомобиль выпускался с 1931 по 1937 год

Peugeot. Именно эта фирма становится победителем по количеству демонстрируемых в «Домодедово» транспортных средств – целых четыре штуки.

Загибайте пальцы. Peugeot 5CV, ставший основоположником существующей в настоящее время серии Peugeot 206 – это раз. Peugeot 172 R, являющийся развитием вышеупомянутой модели 5CV и остававшийся популярным на всем протяжении выпуска – это два. Peugeot 201 BR, основоположник моды именовать модели трехзначным индексом с нулем посередине, и спаситель компании в экономический кризис начала 1930-х годов – это три. И мопед Peugeot P.50, разгонявшийся с помощью 2-сильного моторчика до скорости 112 км/ч — это четыре.

Pontiac. Еще один представитель классических «американцев» с многолитровыми моторами - Pontiac 6-28 (186). Модель стала попыткой продавать 6-цилиндрове модификации по стоимости «четверок». Надо признать, успешной попыткой. За три года производства машина разошлась более чем 400-тысячным тиражом.

Американский Pontiac 6-28 (186), 1928 года. Двигатель – 3,1-литровый, 48-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1380 кг, максимальная скорость - 50 км/ч. Автомобиль выпускался с 1926 по 1928 год
Американский Pontiac 6-28 (186), 1928 года. Двигатель – 3,1-литровый, 48-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1380 кг, максимальная скорость - 50 км/ч. Автомобиль выпускался с 1926 по 1928 год

Renault.Еще одна, девятая по счету французская марка в экспозиции. Франция рулит?! Модель Renault NN известна двумя интересными фактами. Первый – Джордж Естиенн в 1927 году проехал на данном авто без малого 17000 км по пустыне Сахара без каких-либо механических неисправностей. Второй – Владимир Маяковский подарил такой автомобиль Лилии Брик, женщине, которую любил, и даже посвятил ему стихотворение «В ответ на будущие сплетни». Какой из фактов интереснее - решайте сами.

Французский Renault NN, 1927 года. Двигатель – 0,95-литровый, 17-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1050 кг, максимальная скорость - 70 км/ч. Автомобиль выпускался с 1926 по 1930 год
Французский Renault NN, 1927 года. Двигатель – 0,95-литровый, 17-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1050 кг, максимальная скорость - 70 км/ч. Автомобиль выпускался с 1926 по 1930 год

Studebaker.Если кто-то при упоминании данной марки сразу вспомнил: «У «Студера» мотор втрое!», то разочарую – речь про совсем другой автомобиль. Здесь больше подойдет: «Идите к чёртовой матери со своим «Студебеккером»! — заорал Остап». Впрочем, и «Место встречи изменить нельзя», и «Золотой теленок» я считаю прекрасными произведениями. Значит Studebaker Erskine 50 Sedan, представленный в Домодедово, для меня тоже хорош.

Американский Studebaker Erskine 50 Sedan, 1927 года. Двигатель – 2,33-литровый, 45-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1150 кг, максимальная скорость - 90 км/ч. Автомобиль выпускался с 1927 по 1930 год
Американский Studebaker Erskine 50 Sedan, 1927 года. Двигатель – 2,33-литровый, 45-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1150 кг, максимальная скорость - 90 км/ч. Автомобиль выпускался с 1927 по 1930 год

Willys. В 1926 году фирма совершила прорыв, представив модель 96, оснащенную тормозами на всех колесах, системой водяного охлаждения и системой смазки под давлением. Одна из модификаций той новинки, Willys Overland 96A, как раз и экспонируется сейчас в аэропорту.

Американский Willys Overland 96A, 1929 года. Двигатель – 2,2-литровый, 32-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1050 кг, максимальная скорость - 60 км/ч. Автомобиль выпускался с 1926 по 1929 год
Американский Willys Overland 96A, 1929 года. Двигатель – 2,2-литровый, 32-сильный. Коробка передач - 3-ступенчатая. Масса – 1050 кг, максимальная скорость - 60 км/ч. Автомобиль выпускался с 1926 по 1929 год