«Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.» (Мк. 13: 35-37).
Бодрствование – это состояние противоположное сну. Но что же значит бодрствовать для христианина? Христианская жизнь – это жизнь Духа, служение Богу, Который есть Дух. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» (Ин. 4: 24). Плоть нужна для того, чтобы помогать нам в служении Богу, в спасении души. Соответственно, бодрствовать нужно не по плоти, а именно по Духу. Бодрствовать - это значит пробудиться от сна греховного, для служения Богу. «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос».» (Еф. 5: 14). Можно бодрствовать по плоти, что значит не спать, но не бодрствовать для Духа, для служения Богу. Когда человек живёт только земными удовольствиями, страстями, угождая плоти, то он не бодрствует, он бодрствует по внешнему человеку, но по внутреннему человеку он спит. Бодрствовать для христианина – это значит пребывание в молитве, чтении духовной литературы, делании заповедей Божиих, борениями с помыслами. «Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах, он просветится и не уснет в смерть.» Преподобный Ефрем Сирин. Дела милосердия и другие внешние подвиги следует сочетать с внутренним деланием. Христианину нужно стремиться не только к праведности в поступках, словах, но и к чистоте мыслей, намерений, чувствований, потому что Господь видит не только наше внешнее, но и внутреннее, то, что не видно людям, но видно Богу: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Евр. 4: 12). Если у человека будут чистые мысли, намерения, чувствования, чистое сердце, то и поступки будут праведные, соответственно, ведь поступок, зарождается сначала в мыслях. «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своём; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдаёт в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.» (Псалом 14: 1-5). Грех, либо доброе дело начинается с мысли. Праведность может быть мнимая, такая, например, как у фарисеев. Людям, они казались праведными, а внутренность их была преисполнена беззакониями. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.» (Мф. 23: 25-26). Из-за нечистого сердца, они не понимали, что есть зло, а что добро, оцеживали комара, а верблюда поглощали. Людям их поступки казались праведными, но Бог видел их сердце и то, что поступки их также не правы, потому что ради соблюдения субботы, они забывали о любви и милости к человеку, что намного важнее. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23: 23-24). Так же и христианин может внешне казаться благочестивым, а внутри сердце нечисто, полно страстей. Одного внешнего пребывания в Церкви недостаточно, потому что Господь говорит: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.» (Мф. 5: 20).
Христианину необходимо позаботиться об очищении сердца и стяжанию Святого Духа. Благодать Святого Духа – это есть тот самый елей, который необходим, чтобы войти в Небесный Чертог. Вспомните притчу про десять дев. Было пять мудрых дев, и пять неразумных. Мудрые взяли с собой елей, а неразумные нет. Внешне все были благочестивы, потому что Господь называет их девами. Мудрые – это те девы, которые имели духовное разумение и поэтому поступали по воле Божией, и таким образом, стяжали благодать Святого Духа. А неразумные девы имели лишь вид благочестия, а внутри не имели благодати Святого Духа. Не все даже добрые дела приносят благодать Святого Духа, а те, которые сделаны во Славу Божию, по любви к Богу и ближним. Так вот все девы уснули, как говорится в этой притчи, потому что Жених замедлил. И когда все спали пришёл Жених. «Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: „Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут“. А мудрые отвечали: „Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе“. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: „Господи! Господи! Отвори нам“. Он же сказал им в ответ: „Истинно говорю вам: не знаю вас“. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.» (Мф. 25: 7-13). Как раз сейчас такое время, когда, мало кто бодрствует.
Чтобы стяжать благодать Святого Духа необходимо бодрствовать. Необходимо быть внимательными к себе, смотреть внутрь себя, следить не только за своими поступками и словами, но и за мыслями. Часто мы не следим за нашими мыслями. В мыслях ведём диалог с кем-то, думаем о земных вещах. Разные страстные помыслы, происходящие из падшего естества и всеваемые врагом, входят в душу, нарушая душевный мир и причиняя душе вред, отвлекая душу от главного, от общения с Богом, к чему призван христианин. У такого человека много забот, и нет места Богу. Тогда как христианин призван устремляться мысленно к Создателю, ища спасения души, которое возможно только через Иисуса Христа. «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»?» (Мф. 21: 42). Получается, люди заботятся о многом, что тленно и временно, а нужно только одно на потребу, искать Бога: «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.» (Лк. 10: 41-42). Ведь человек призван быть храмом, где живёт Дух Святой. «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.» (1-е Кор. 3: 16-17). Помыслы входят, как разбойники в душу, оскверняя её, вводя нас в различные греховные искушения: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.» (Мк. 11: 17). Нужно, по возможности, сразу отсекать все греховные помыслы молитвой, именем Иисуса Христа и не беседовать с ними: «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Псалом 136: 8-9). Поэтому Господь говорит, что необходимо бодрствовать и молиться: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мк. 14: 38). Молитва является нашим оружием против этих помыслов, именно молитвой мы можем отсекать все страстные помышления. Эти мысли, пусть даже и не плохие, на первый взгляд, пустые мысли, входя обкрадывают душу, лишая её благодати: «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.» (Мф. 24: 43). Благодаря молитве мы получаем благодать Святого Духа. Но необходима молитва внимательная, молитва рассеянная, не даёт этой благодати, а напротив вредит душе. Потому что человек при этом общается не с Богом, а с помыслами, в основном всеваемые врагом, а значит общается с духами злобы поднебесной, которые всячески отвлекают человека от молитвы, потому что знают, какую благодать он получает в молитве: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.» (Мф. 12: 30). Молитва, а особенно Псалтирь, – это мощное оружие против бесов. Именно в момент нашествия всевозможных помыслов, нужно защищаться молитвой. А во время молитвы все помыслы нужно оставлять без внимания, стараться их отсекать сразу, и добрые, и злые, они входят как воры, чтобы обкрадывать душу, отвлекать от молитвы. Под добрыми, на-первый взгляд помыслами, могут скрываться волки в овечьей шкуре: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник;» (Ин. 10: 1). А тот, кто внимательно творит молитву, да и вообще ведёт внимательную духовную жизнь, бодрствует, за это Господь даёт сердечную молитву, когда молитва совершается в сердце Духом Святым. «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня; воздают мне злом за добро, сиротством душе моей. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро моё.» (Псалом 34: 11-13). Очень полезно чтение духовных книг, особенно Священного Писания, чтобы учиться заменять злые мысли, на мысли добрые, соответствующие заповедям Божиим, чтобы и поступать в соответствии со Словом Божиим.
Это есть узкий путь, о котором говорит Господь, но именно он ведёт в жизнь вечную, в Горний Иерусалим: «потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Мф. 7: 14). Также нужно быть внимательным к словам и поступкам, чтобы поступать по заповедям Божиим, выполнять волю Божию, даже в малом и стяжать благодать Святого Духа, потому что Господь говорит: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» (Лк. 16: 10). В словах нужно, по возможности, избегать излишних, суетных разговоров, многословия, которые расхищают душу. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.» (Мф. 12: 36-37). Всё это возможно для тех, кто желает спасения души, кто взыскал Христа Единого на потребу. Возможно это для верной души, устремлённой к Богу, ищущей Его, как Суламифь Соломона. «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: «не видали ли вы того, которого любит душа моя?» (Песн. 3: 1-3). Такой человек мыслит духовно, а не по-плотски. Он устремлён мыслями к Богу, думает о духовном, а не о земном. «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.» (Кол. 3: 1-4). «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.» (Гал. 5: 16-18). Таким образом поступая, христианин ищет не земного, не угождения своей плоти, или искания славы и почестей от людей, а угождения Богу, ищет воли Божией. Поступая так, он бодрствует и запасается елеем. Например, если размышлять о смертном часе, о Страшном Суде, о том, что Бог Всеведующий и Всезнающий, о воздаянии в вечности, помнить об этом, то легче будет бодрствовать, следить за чистотой внутренней, исполнять заповеди, удерживаться от зла и творить добро. «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную менe eсть, да не подвижуся.» (Псалом 15: 8). Если же человек не будет бодрствовать, а скажет, что «времени ещё много, покаюсь попозже, мне ещё рано об этом думать, Страшный Суд не скоро», хотя Господь говорит, что никто не знает ни дня ни часа, и этот день может наступить внезапно, то он может не успеть покаяться, потому что мы не знаем когда Страшный Суд, и мы не знаем дня своей смерти, который тоже наступает по воле Божией для каждого человека: «Если же раб тот скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.» (Лк. 12: 45-46).
«Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путём непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.» (Псалом 100: 2-8).
«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.» (Лк. 12: 35-37).