РД 31.60,23—81
Инструкция для помощников капитана, несущих ходовую вахту и вахту в порту
Вводится впервые
Срок введения в действие установлен с
1 августа 1982 г.
Настоящая Инструкция для помощников
капитана содержит общие требования к несению ходовой вахты и вахты в порту в отношении обеспечения безопасности плавания, охраны человеческой жизни на море и предотвращения среды от загрязнения. Инструкция составлена в соответствии рекомендациями ИМКО и учитывает относящиеся к данному вопросу положения, изложенные в действующих на флоте ММФ общесоюзных и отраслевых нормативных документах, не отменяя эти положения.
Объем и форму положений, изложенных в
настоящей Инструкции, может дополнять капитан судна в случае необходимости.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Вахтенный помощник капитана
1.1.1. Вахтенный помощник капитана явля-ется старшим по всей вахтенной службе судна и подчиняется непосредственно капитану,
а в его отсутствие — старшему помощнику капитана, Вахтенный помощник капитана отвечает за надлежащее несение вахтенной службы и обеспечение безопасности судна, людей, груза, судового имущества, а также за предотвращение загрязнения морской среды.
1.1.2. Вахтенный помощник капитана должен помнить, что СЭУ находится в его распоряжении, и он имеет право незамедлительно использовать в случае необходимости, предупредив по возможности заблаговременно об этом вахтенного механика. Вахтенный помощник капитана должен знать маневренные характеристики судна и учитывать их.
1.1.3. В ситуациях,
предусмотренных
МППСС-72, вахтенный помощник капитана
должен незамедлительно использовать имеющиеся в его распоряжении звукосигнальные устройства.
1.1.4. В случае падения человека за борт
вахтенный помощник капитана обязан объявить тревогу, самостоятельно принять все необходимые меры для его спасения и доложить капитану о случившемся.
7 1.1.5. Вахтенный помощник капитана обязан немедленно извещать капитана:
при резком изменении гидрометеорологических условий когда перемещения других судов вызывают опасения;
если возникают затруднения в сохранении
заданного курса; если сохранение заданного курса становится небезопасным;
если ожидаемые берег, навигационный
знак или глубины в рассчитанное время не обнаруживаются;
если неожиданно открылся берег, навигационный знак или произошло резкое изменение глубин;в случаях выхода из строя СЭУ, рулевого устройства или технических средств навигации;
в штормовую погоду при ухудшении управляемости, чрезмерной заливаемости, явлениях слеминга и возникновении других факторов, влияющих на безопасность судна;
в случаях, когда на пути судна встречаются лёд или другие препятствия, представляюшие опасность для плавания; в любом аварийном случае или в обстановке, вызывающей сомнение; в случае визуального обнаружения сигналов бедствия или получения информации об этом.
Во всех перечисленных случаях вахтенный
помощник капитана должен, если потребует
обстановка, незамедлительно принимать ме-
ры для обеспечения безопасности судна.
1.2. Регистрация событий и случаев
(1.2.1) При несении ходовой вахты, при стоянке судна на якоре и в порту вахтенный помощник капитана обязан регистрировать в
судовом журнале в установленном порядке
все обстоятельства, случаи и события, связанные с деятельностью судна и экипажа.
1.3. Использование судовой
УКВ радиостанции
1.3.1. Вахтенный помощник капитана должен уметь вести переговоры с другими суда-
ми, используя УКВ радиостанцию, установленную на судне.
2. Обязанности Bахтенного
помощника капитана
при несении ходовой вахты
2.1. Заступление на вахту
и принятие вахты
2.1.1. Заступающий на вахту помощник
капитана должен прибыть на мостик не позднее чем за 10 мин до начала вахты и убедиться в том, что все члены его вахты способны
эффективно выполнять свои обязанности и
полностью адаптированы, особенно к условиям
ночного наблюдения. В период приема и сдачи вахты должно осуществляться усиленное
наблюдение за окружающей обстановкой.
2.1.2. Вахтенный помощник капитана не
должен сдавать вахту, если он считает, что
принимающий вахту помощник не в состоянии
эффективно выполнять свои обязанности.
2.1.3. Если в момент смены вахт судно выполняет маневр, то передача вахты должна
производиться только после окончания маневра.
2.1.4. Заступающий на вахту помощник
капитана не должен принимать вахту, не удостоверившись лично в отношении:
постоянно действующих распоряжений и
других особых инструкций капитана, касающихся плавания судна; местоположения судна, его курса, скорости и осадки;
погрешностей гиро- и магнитных компасов, РЛС, эхолота; навигационной обстановки, наличия и перемещений находящихся на виду судов;преобладающих и предвычисленных приливов и течений; погоды, видимости и влияния этих факторов на курс и скорость;
обстоятельств и опасностей, которые могут
встретиться в течение вахты;
исправной работы технических средств навигации; отметки времени на ленте курсографа; исправной работы звукосигнальных средств и ходовых огней;
режима работы и способа управления СЭУ
(с мостика или из машинного отделения);
исправного состояния пульта управления
при управлении СЭУ с мостика.
2.2. Обеспечение эффективного
наблюдения
2.2.1. Во время ходовой вахты вахтенный
помощник капитана обязан в любое время су-
ток обеспечивать эффективное наблюдение
(как визуальное и слухове, так и с помощью
всех имеющихся в его распоряжении технических средств), находясь постоянно на мостике.
На судах, где штурманская рубка отделена от
рулевой, вахтенный помощник капитана может заходить в штурманскую рубку на кратковременный срок для выполнения необходимых
штурманских обязанностей, убедившись, что
это безопасно и что в период его отсутствия
будет обеспечено надлежащее наблюдение,
При этом вахтенный помощник капитана должен помнить, что стоящий на руле матрос не
может считаться наблюдателем,
2.2.2. Вахтенный помощник капитана не
должен принимать на себя обязанности, отвлекающие его от осуществления эффективного наблюдения и мешающие обеспечению
безопасности плавания судна.
2.3. Контроль места судна
и его движения
2.3.1. Во время ходовой вахты вахтенный
помощник капитана ведет счисление пути суд-
на, используя любую возможность для определения места судна навигационными, астрономическими и радиотехническими способами,
анализирует невязки и выявляет систематический снос судна.
В сложных условиях плавания обсервации
должны дублироваться различными способами.
2.3.2. Вахтенный помощник капитана заблаговременно докладывает капитану о времени поворота на новый курс и по указанию
капитана выполняет поворот самостоятельно
ПОД его руководством, предварительно
убедившись, что новый курс не ведет к опасности. По окончании поворота вахтенный помощник капитана уточняет место судна.
2.3.3. При появлении другого судна, идущего на сближение или на пересечение курса,
вахтенный помощник капитана следит за изменением пеленга и дистанции, чтобы своевременно определить опасность столкновения.
Опасность может существовать даже при заметном изменении пеленга,
в частности при сближении с очень большим судном или буксиром, занятым буксировкой. При угрозе
опасного сближения вахтенный помощник капитана должен перейти на ручное управление рулем, доложить капитану, принять своевременные меры в соответствии с МППСС—72.
2.4. Контроль работы
технических средств навигации
2.4.1. Вахтенный помощник капитана должен производить проверку работы технических средств навигации так часто, как
практически целесообразно и когда позволя-ют обстоятельства, а также при подходе к
опасностям. Результаты проверок регистрируются в судовом журнале.
2.4.2. Вахтенный помощник капитана при
контроле работы технических средств навигации должен обеспечить:
удержание судна на курсе рулевым матросом или авторулевым;
согласованность репитеров гирокомпаса и
правильность работы курсографа;
использование любой возможности ДЛЯ
определения поправки Компаса;
сличение показаний магнитного компаса и
гирокомпаса (ежечасно и после каждого значительного изменения курса судна);
проверку стабильности поправки лага
время плавания судна по расстояниям между
точными обсервациями;
проверку перехода с автоматического управления рулем на ручное (один раз за вахту).
2.5. Использование авторулевого
2.5.1. Во время управления судном с по-
мощью авторулевого вахтенный помощник капитана должен учитывать, что для перехода на ручное управление рулевой матрос должен
быть вызван на мостик заблаговременно.
2.5.2. Переход с автоматического управления рулем на ручное и наоборот должен выполняться либо вахтенным помощником капитана лично, либо под его наблюдением.
2.6. Использование
электрорадионавигационных приборов
2.6.1. Вахтенный помощник капитана должен быть хорошо знаком с установленными на
судне электрорадионавигационными прибора-
ми, с их возможностями, ограничениями, погрешностями и недостатками.
2.6.2. Эхолот является важным навигационным прибором и должен использоваться
вахтенным помощником капитана для контроля места судна, при подходе к берегу, при
прохождении узкостей и отличительных глубин.
2.7. Использование
радиолокационной станции
2.7.1. Вахтенный помощник капитана должен использовать радиолокатор для определения местоположения судна и контроля за его
движением, для предотвращения столкновений, особенно при плавании в районах интенсивного движения судов и обязательно - при ограниченной видимости, учитывая возможности радиолокатора,
2.7.2. При использовании
радиолокатора
вахтенный помощник капитана должен подбирать соответствующую шкалу
дальности, производить глазомерную оценку обстановки, определять графически или путем автослежения элементы движения целей, периодически просматривать теневые секторы.
2.7.3. Для возможно раннего обнаружения
эхо-сигналов вахтенный помощник капитана
должен через достаточно частые промежутки
времени производить обзор обстановки на
различных шкалах радиолокатора.
2.7.4. Вахтенный помощник должен помнить, что слабые удаленные ЭХО-сигналы могут быть не обнаружены из-за действия помех или плохой отражающей способности объекта.
2.7.5. Начинать определение элементов
движения и систематический анализ целей
следует заблаговременно, учитывая:
особенности района плавания;
допустимую дистанцию кратчайшего сближения;
минимальную дистанцию начала маневра
и маневренные элементы своего судна;
технические возможности радиолокатора.
2.7.6. В хорошую погоду вахтенный помощник должен практиковаться использований радиолокатора.
2.8. Плавание в прибрежных водах
2.8.1. Плавание в прибрежных водах осуществляется в строгом соответствии с предварительной прокладкой и по картам крупного
масштаба, откорректированным на основе самой последней информации. Определение места при этом следует выполнять по возможности различными способами через короткие промежутки времени, учитывая скорость движения судна и близость навигационных опасностей. Глубины на карте сравниваются с показаниями эхолота.
2.8.2. Вахтенный помощник капитана должен четко опознавать все встречающиеся береговые и плавучие средства навигационного
ограждения.
2.9. Плавание в условиях
ограниченной видимости
2.9.1. При ухудшении видимости вахтенный помощник капитана должен строго
выполнять требования МППСС—72 и местных
правил плавания. Он обязан:
доложить капитану об ухудшении видимости;
перейти на ручное управление рулем;
предупредить вахтенного механика о возможных изменениях режима работы СЭУ;
Включить радиолокатор и вести радиолокационное наблюдение;
выставить впередсмотрящего, проинструктировать и обеспечить его надежной связью с Мостиком;
включить ходовые огни;
включить УКВ радиостанцию на дежурный
прием; сделать отметку времени на курсограмме;
подавать туманные сигналы;
сделать запись в черновом журнале о времени входа в зону ограниченной видимости и
принятых мерах безопасности;
определить место судна; сличить часы штурманской рубки и машинного отделения.
2.10. Плавание с лоцманом на борту
2.10.1. При плавании с лоцманом на борту
вахтенный помощник капитана продолжает
контролировать место судна и его движение.
2.10.2. Если возникает сомнение в действиях или намерениях лоцмана, вахтенный помощник капитана должен немедленно доложить об этом капитану и принять необходимые меры до его появления на мостике.
2.11. Судно на якоре
2.11.1. При постановке судна на якорь вахтенный помощник капитана должен:
определить место судна, глубину и характер грунта в месте отдачи якоря, нанести на
карту крупного масштаба или план окружность возможного перемещения кормы судна
с учетом длины вытравленной якорь-цепи;
определить контрольные пеленги и дистан-ции до береговых ориентиров.
2.11.2. При стоянке судна на якоре вахтенный помощник капитана:
осуществляет наблюдение за метеорологическими условиями,
приливами, состоянием
моря, передвижением льда;
систематически контролирует место судна;
принимает необходимые меры при обнаружении дрейфа и докладывает об этом капитану; обеспечивает готовность технических средств навигации;
контролирует установленную
готовность СЭУ;
при ухудшении видимости докладывает
капитану, усиливает наблюдение за окружающей обстановкой, включает радиолокатор, подает сигналы согласно МППСС — 72;
обеспечивает своевременное выставление
надлежащих огней и знаков;
выполняет обход судна по верхней палубе,
проверяет якорное устройство, натяжение и
длину вытравленной якорь-цепи;
принимает меры по предупреждению за-
грязнения окружающей среды.
3. ОБЯЗАННОСТИ ВАХТЕННОГО
ПОМОЩНИКА КАПИТАНА
ВО ВРЕМЯ СТОЯНКИ СУДНА В ПОРТУ
3.1. Организация и состав вахты
3.1.1. Порядок несения и состав вахты на
судне определяются капитаном.
3.1.2. Ответственным за вахту всегда должен быть квалифицированный помощник капитана.
3.1.3. Во время стоянки судна в порту вахтенный помощник в пределах возложенных на него обязанностей отвечает за:
обеспечение безопасности людей, судна,
груза и соответствующее использование судового имущества и имущества порта;
соблюдение международных, национальных и местных правил;
поддержание порядка и нормальной деятельности на судне.
3.2. Заступление на вахту
3.2.1.Заступающий на вахту помощник
знакомится с составом вахты и проводит инструктаж. Вахтенный помощник капитана не
должен сдавать вахту, если он считает,
заступающий помощник капитана не в состоянии эффективно выполнять свои обязанности,
В этом случае он обязан уведомить капитана,
а в его отсутствие — старшего помощника капитана.
3.2.2. Вахтенный помощник капитана, сдающий вахту, должен проинформировать помощника капитана, заступающего на вахту,
относительно: распоряжений капитана по вахте;
глубины у причала, осадки судна, уровня
и времени полной и малой воды, состояния
швартовов. Положения якорей и количества
вытравленной якорь-цепи, особенностей сто-
янки, связанных с обеспечением безопасности
судна и его эксплуатационной деятельностью;
назначенного времени выхода судна в рейс
и готовности СЭУ;
уровня воды в балластных танках и льялах, распределения судовых запасов, воды,
Топлива по танками, цистернам;
сигналов и огней, выставленных на судне;
проводимых на судне работ; характера, количества и размещения груза, погруженного
или оставшегося на судне;
у наличия на борту капитана, командного
состава, количества членов экипажа, а также
относительно присутствия и местонахождения
посторонних лиц; состояния противопожарных средств;
действия и соблюдения специальных портовых правил;
способов связи между судном и берегом и
портовыми властями на случай возникновения
аварийной обстановки
или необходимости
оказания помощи;
мер по предупреждению загрязнения окружающей среды. Бас
3.3. Действия во время несения вахты
3.3.1. Во время стоянки судна в порту вахтенный помощник капитана
обязан особое
внимание обращать на:
состояние и крепление швартовных тросов,
кранцев, якорь-цепи, особенно в портах с большими величинами прилива;
осадку судна и запас воды под килем,
допуская опасного крена и дифферента;
состояние погоды и моря (при ухудшении
погоды или по получении штормового предупреждения вахтенный
Помощник принимает
необходимые меры для обеспечения
безопасности судна); оборудование трапа предохранительными
сетками, леерным ограждением, спасательным
кругом с бросательным концом, а также на
его надлежащее освещение;
ход грузовых операций, открытие и закрытие трюмов, горловин, задраивание находящихся у ватерлинии иллюминаторов;
своевременное выставление сигналов и огней;
уровень воды в льялах и танках.
3.3.2. Вахтенный помощник капитана обязан знать местонахождение и степень готовности спасательных средств, аварийного и противопожарного имущества.
3.3.3. Вахтенный помощник обязан:
следить за соблюдением правил пожаробезопасности, особенно при выполнении работ
с открытым огнем;
совершать регулярные обходы жилых и
служебных помещений;
принимать меры, обеспечивающие предотвращение загрязнения окружающей среды собственным судном;
при обнаружении аварийной обстановки,
угрожающей безопасности судна, объявить
тревогу, известить капитана и возглавить
борьбу за живучесть судна; если необходимо,
обратиться за помощью к администрации порта и соседним судам;
знать порядок вызова пожарных и спаса-
тельных команд порта;
знать состояние остойчивости с тем, чтобы
в случае пожара береговые пожарные команды могли получить информацию о приблизительном количестве воды, которое можно подать насосом на борт судна без угрозы для него;
предлагать помощь судам или отдельным
лицам, терпящим бедствие;
обеспечивать безопасность судна при проворачивании винтов,
3.3.4. Вахтенный помощник капитана в целях обеспечения безопасной стоянки судна
имеет право привлекать членов экипажа в соответствии с их специальностью и квалификации
4. ОБЯЗАННОСТИ ВАХТЕННОГО
НА ПОМОЩНИКА КАПИТАНА
В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДНА
4.1. плавание в особых обстоятельствах
4.1.1. При плавании в особых обстоятельствах (во льдах, в качестве буксируемого суд-
на, в составе каравана и т. п.) организация
несения вахты, ее состав и действия вахтенного помощника устанавливаются капитаном
судна.
4.2. Стоянка в особых условиях
4.2.1. При стоянке судна в особых условиях
(в доке, в ремонте и т. п.) организация несе-
ния вахты, ее состав и действия вахтенного
помощника устанавливаются капитаном судна
в соответствии с действующими в данных слу-
чаях требованиями.