Автомобильный гигант "АвтоВАЗ" возник в середине 1960-х годов по инициативе Леонида Брежнева и его окружения. Политбюро хотело обеспечить советских граждан качественными автомобилями. "Москвичи" и "Запорожцы" на эту роль явно не годились, и наше правительство закупило технологии, оборудование и чертежи для первых моделей "АвтоВАЗа" у итальянской фирмы "Фиат".
Огромный завод был построен под присмотром иностранных специалистов, они же налаживали оборудование и запускали первые линии. Дальше инициативу взяли на себя тольяттинские инженеры и рабочие. Однако одно дело взяться за гуж, а другое - соответствовать темпам мирового промышленного развития.
Свидетельство очевидца
Журналист Павел Хлебников побывал на "АвтоВАЗе" летом 1996 года, и вот что он там увидел. Во-первых, завод почти не изменился по сравнению с первоначальным итальянским проектом. Город Тольятти не стал центром научно-инженерной мысли для отечественного автопрома. Кругом разбитые дороги, обшарпанные жилые корпуса. Завод находился на окраине города. За ним колышущиеся поля. Ощущение конца света.
Во-вторых, огромное предприятие было интегрировано по вертикали и управлялось бездарно. Технологии давно устарели. "АвтоВАЗ" производил 2 000 автомобилей в день. Модели – в основном "Жигули" и "Нивы" – выглядели примитивно и, по большей части, копировали "фиаты" 60-х годов. На производство одной простенькой машины "АвтоВАЗ" тратил в 30 раз больше человеко-часов, чем американцы или японцы тратили на престижную модель.
Мир не стоит на месте
К середине 1990-х крупнейшие автогиганты мира делали ставку на небольшие сборочные цеха и отдавали предпочтение гибкой методике производства. То есть большинство готовых узлов они приобретали на других заводах, а сами использовали модульную сборку. А что же "АвтоВАЗ"?
Его сборочный конвейер "тянулся на пару километров, одно рабочее место за другим". О модульном производстве никто даже не слышал - машины собирались от начала до конца из крупных и мелких деталей, которые не всегда подходили друг к другу. Поэтому с конвейера постоянно доносился стук:
"сальники вбивали молотком, двери подгоняли молотком, бамперы – молотком".
Хлебников видел, как "на участке сборки двигателя ... человек вручную закручивал поршни, а потом вколачивал их молотком". Если на конвейере и были роботы, то их очень хорошо прятали от посторонних глаз.
Постскриптум
Сегодня "АвтоВАЗ" сильно изменился, но, кажется мне, что родовые пятна ещё не вывелись с его кожи. На "АвтоВАЗе" я не бывал, зато хорошо знаю, как собирают БТРы и "Тигры" на одном военном российском заводе. Уверяю вас, без молотка, а то и кувалды, дело не обходится.
А что думаете вы о российском автопроме? Готовы ли променять "КИА" или "Хёндай" на продукцию "АвтоВАЗА"? Делитесь мнениями в комментариях и будьте счастливы, насколько это возможно