Найти в Дзене

Судьба самолёта: история Ту-154 RA-85457

С началом 2010-х годов и массовым выводом из эксплуатации самолётов Ту-154 аэропорт Минеральных Вод стал настоящим кладбищем для советской авиатехники. Здесь закончили свой путь многие "полтинники" и из плотных рядов Ту-154, некогда стоявших на стоянках и старой ВПП, уцелел всего один самолёт. Это Ту-154Б-2 RA-85457, носящий имя "Ставрополье" - один из немногих сохранившихся самолётов этой модификации и последнее напоминание об авиакомпании "Кавминводыавиа".

Ту-154Б-2 с номером 85457 был выпущен в 1980 году на заводе "Авиакор" в Самаре. Тот год был рекордным для всего производства Ту-154: вместе с героем нашего поста "Авиакор" выпустил 73 самолёта. В 1984 году самолёт отправился на Северный Кавказ - в минераловодский авиаотряд.

После развала СССР и советской системы "Аэрофлота", минераловодский отряд стал авиакомпанией "Кавминводыавиа". Основу флота перевозчика составляли 10 самолётов Ту-154 в модификации Б-2.

-2

Первые 3 года с момента основания авиакомпании борт 85457, как и остальные его собратья, летал в старой ливрее "Аэрофлота". В 1996 году перевозчик разработал собственную ливрею: с гербом региона на киле и красными буквами КМВ в передней части фюзеляжа.

-3

Однако ливрея борта 85457 отличалась от окраски других бортов "Кавминводыавиа" - буквы на его фюзеляже были не красными, а чёрными. Также в чёрный цвет был выкрашен носовой обтекатель самолёта. В парке авиакомпании был ещё один Ту-154, выкрашенный по такой схеме: Ту-154Б-2 RA-85393.

В начале 2000-х самолёт получил более привычный носовой обтекатель белого цвета. А в 2006 году ливрею привели в соответствие с окрасом остальных бортов "Кавминводыавиа", выкрасив буквы на фюзеляже в красный. Тогда же самолёт получил имя "Ставрополье".

-4

За более чем 30 лет эксплуатации борта 85457 с ним не случалось серьёзных аварий. Самым серьёзным инцидентом было выкатывание с ВПП в аэропорту "Внуково" летом 2006 года. При посадке в ливень Ту-154 на выкатился за пределы ВПП 60 метров вправо. Пострадавших не было, самолёт повреждений не получил.

Ещё один инцидент произошёл два года спустя: в 2008 году вылетавший из "Внуково" в Минеральные Воды борт 85457 сбил собаку, выбежавшую на ВПП 24.

-5

На закате существования "Кавминводыавиа" борт RA-85457 оставался единственным Ту-154Б-2 во флоте авиакомпании. Это был самый старый самолёт перевозчика и один из самых старых Ту-154Б-2, летавших в стране - на момент прекращения полётов "Кавминводыавиа" ему исполнился 31 год.

-6

В сентябре 2011 года самолёты "Кавминводыавиа" замерли на земле - Росавиация аннулировала авиакомпании сертификат эксплуатанта. После этого в течение 4 лет все принадлежавшие перевозчику Ту-154 были уничтожены. Борт 85457 же ждала другая участь - он был подарен аэропорту и стал выполнять роль пожарного тренажёра.

-7

Кстати, это не единственный уцелевший Ту-154 в ливрее "Кавминводыавиа". В глубине территории минераловодского аэропорта, скрытый от посторонних глаз, много лет стоит ещё один 154-й с обрезанными крыльями и килем. С его историей можно ознакомиться по ссылке ниже.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Instagram.

Материалы по теме:

Взлёт "Руслана", отдыхающий Ил-76 и редкий Boeing 737: аэропорт Минеральные Воды

Русская "Валькирия": история бомбардировщика за миллиард советских рублей

Обломки "Боинга", летающая "Гжель" и 6000-й Boeing 737: аэропорт Сочи

Судьба самолёта: история Ан-24 RA-46495

Под забором во "Внуково": Ил-96 и ни одного Airbus

Судьба самолёта: история Ту-144, летавшего для NASA

Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"

Высший пилотаж на Су-35

Судьба самолёта: история Ан-22 СССР-09334

Умирающий аэродром: брошенные самолёты в Астрахани