"Рулится как велосипед" - расхожая фраза, которую нередко можно услышать от мотоциклистов.
Мотоциклы безусловно рулятся по разному. Они вообще разные. Но даже внутри одного класса различия могут быть существенными.
Фраза "Рулится как велосипед" обычно все же используется не для оценки поведения мотоцикла в наклоне на треке, а для передачи ощущений от управления мотоциклом на велосипедных же скоростях, например при маневрировании в трафике или на парковке.
И дело тут в двух параметрах. В том как ощущается вес мотоцикла, и в том какая у него геометрия.
С весом все обычно понятно - чем ниже центр тяжести, и чем выше руль, тем "легче" воспринимается мотоцикл, тем больше его можно наклонить с возможностью вернуть вертикальное положение. Например, высокий приключенчер уронить гораздо проще чем низкий круизер с высоким рулём-эйпхэнгером. Я не буду приводить картинки из учебника физики для семиклассников, так как надеюсь, что тут все ясно.
Теперь про геометрию.
Начнем с велосипеда. Вот вам чертеж
Среди огромного количества размеров нам важны сейчас два - колесная база и угол наклона вилки. Плюсом к этому, на малых скоростях будет угол на который можно повернуть руль.
Помню когда пересел с BMW K1300R на R1250GS - был удивлен, что несмотря на вроде бы большие габариты мотоцикл ощущается более манёврeнным. Все дело в том, что у КаэРа база 1585 мм а угол наклона вилки 60,4° (для зануд, я знаю что у КаэРа нет вилки, украли, но угол наклона оси поворота колеса (он же кастор) остался).
Чем короче база, и чем ближе угол наклона вилки к 90° тем лучше рулится мотоцикл на малых скоростях, тем меньше его минимальный радиус поворота.
То есть чем ближе мы к велосипедным размерам типа 1100 мм база и 70° угол, тем велосипеднее будет этот мотоцикл.
Например KTM Duke 125 обладает базой в 1357 мм и углом 65° - ну чем не велосипед.
А какой-нибудь Чоппер с размерами 1600 мм/60° рулится совсем не как велосипед.
Если сравнивать внутри одного класса, например Большого Гуся с одноклассниками, то против его 1520/64,3° у KTM 1290 SA 1557/64.7°, а у Ducati Мультистрады V4 1567/65.5°. Поэтому часто многие замечают что Гусь "рулится как велосипед". Но это только если сравнивать его с одноклассниками класса приключенчер оверлитр.
Обратной стороной короткой базы и большого угла наклона является худшая устойчивость в движении по прямой, вертлявость, склонность к шимми. Благо все уже видели как стрёмно ведут себя электросамокаты с короткой базой и практически прямым углом наклона оси поворота.
И да, господа, я помню про трейл. Но про него я расскажу отдельно, так как тут тоже история интересная.