Представляю вашему вниманию довольно редкий велосипед - "дорожник" модели В-136 "Мир", изготовленный на Минском Мотоциклетно-Велосипедном Заводе (ММВЗ) в 1970 году. Модели В-136 "Мир" и В-137 "Дружба", отличавшаяся от первой двойной верхней трубой рамы, относились к одному модельному ряду, поставлялись на экспорт в десятки стран на нескольких континентах - в Восточную Европу, Азию, Африку, Южную Америку и пользовались там популярностью, но внутри Советского Союза они не продавались, поэтому найти эти велосипеды в наше время нелегко.
В-136 "Мир" и В-137 "Дружба" сменили в 1969 году предыдущее поколение из очень похожих моделей В-127 "Мир" и В-128 "Дружба", также поставлявшихся только на экспорт. В коллекции Веломузея имеется уникальный документ из переписки Всесоюзного Объединения "Автоэкспорт", отвечавшего за экспортные поставки авто-мото-вело техники на внешний рынок и руководства Минского мотовелозавода, декларирующий преемственность торговых названий "Мир" и "Дружба" при смене модельного ряда. Мотивировалось это сложившейся хорошей репутацией велосипедов с такими названиями. Документ этот, вместе со страничкой из роскошного рекламного проспекта "Автоэкспорта" на испанском (!) языке прилагаю к этой публикации.
Велосипед, находящийся теперь в коллекции Веломузея, был приобретен летом 2019 года в Минске, и, вероятно, изначально был трудовой наградой для кого-то из работников завода ММВЗ или официальным подарком. Точных данных на этот счет, к сожалению, не имеется. Велосипед эксплуатировался недолго, но довольно безжалостно, из-за чего получил многочисленные повреждения, был частично разобран и провисел на стене сырого гаража около 40 лет без движения.
Сложно оказалось даже не восстановить геометрию сильно помятых и имевших отдельные очаги почти сквозной коррозии крыльев, багажника и картера, не "победить" окислившиеся гальванические покрытия, а привести в порядок систему стремянных тормозов, у которых частично не хватало мелких элементов, а оставшиеся части имели повреждения от неумелой эксплуатации.
В процессе реставрации я понял причину того, почему эти модели не продавались в СССР - сложная тормозная система требовала от владельцев велосипеда определенных знаний и умений даже для примитивного ремонта, вроде замены камер в шинах. :-) Если бы такие велосипеды продавались в Союзе - завод получал бы огромное количество рекламаций от владельцев "чудо-техники", не справившихся с эксплуатацией и ремонтом своих железных коней. Что поделать - уровень технической грамотности населения СССР оставлял, как говорится, "желать много лучшего", а ремонтировать велосипеды в специальных мастерских у нас было как-то не принято, да и существовали такие мастерские только в крупных городах... Надо сказать, что разработкой дорожных моделей «английского типа» с ручными тормозами с приводом жесткими тягами занимались не только в Минске, но и на других крупных велозаводах СССР – в Харькове и Пензе. Было разработано несколько моделей, некоторые из которых даже выпускались серийно – но… все они шли практически исключительно на экспорт. Причина та же самая – отсутствие в стране повсеместно налаженного сервиса и низкая техническая грамотность потребителя.
Посмотрите обзоры редких советских велосипедов, которых вы, скорее всего, никогда не видели: