Гусеничный экскаватор - это высокоэффективная и наиболее популярная землеройная техника . Она имеет типовую конструкцию , включающую ходовую часть, кабину и рабочий орган - ковш, с помощью которого осуществеляется выемка грунта . Отличительной чертой экскаватора данного типа является гусеничная лента , за счет которой машина перемещяется по строительной плащатке . Также эту спецтехнику выделяется многофункциональность высокая проходимость. Эти достоинства вместе с простотой эксплуатации , выносливостью и неприхотливостью в обслуживании делают гусеничные эксковаторы оптимальным выбором для любой отрасли , где нужно проводить масштабные земляные работы с максимальной экономией времени и трудовых ресурсов.
Область применения
Гусеничный экскаватор является незаменимым для строительной отрасли. Также его активно используют в лесозаготовительной, сельскохозяйственной, производственной и коммунальной сферах. Экскаватор на гусеничном ходу востребован при проведении дорожно-строительных или аварийно-спасательных работ. Функциональные и конструктивные особенности, а также многообразие дополнительного оснащения позволяют этой технике выполнять такие операции, как:
- разработка котлованов для возведения капитальных строений,
- обустройство траншей под трубопроводы и коммуникации,
- сооружение кюветов и насыпей вблизи дорог,
- разработка скалистых грунтов,
- рыхление промерзшей или особо твердой почвы,
- очистка водоемов от ила и других загрязнений,
- снос зданий и прочих конструкций,
- погрузка и выгрузка сыпучих материалов,
- перемещение металлоконструкций.
Преимущества
Гусеничная ходовая и прочие конструктивные особенности наделяют спецтехнику данного вида многочисленными достоинствами и делают абсолютным лидером в своем сегменте.
- Повышенная проходимость. Техника демонстрирует стабильность при перемещении по сельской местности, грунтовым дорогам, лесной просеке и бездорожью.
- Маневренность. Гусеничные экскаваторы могут разворачиваться в любом месте, а также перемещать рабочий орган с поворотом на 360°.
- Надежность. Машины стойко переносят суровые климатические условия и эффективно работают даже при больших нагрузках.
- Универсальность. Многообразие навесного оборудование позволяет технике выполнять задачи разного типа – от копания траншей до погрузки материалов.
- Устойчивость. Машины на гусеничном ходу легко преодолевают сложный рельеф, взбираясь на самые крутые склоны, и надежно защищены от опрокидывания.
Классификация
Современные модели гусеничных экскаваторов имеют достаточно много различий, хотя по основным компонентам практически идентичны. Классификация техники осуществляется по следующим критериям.
По количеству ковшей:
- одноковшовые – универсальные, подходят для выполнения работ, связанных с погрузкой материалов и копанием грунта;
- многоковшовые – специализированные, применяются преимущественно для рытья траншей и котлованов.
По типу двигателя:
- электрический – подходит для работы в туннелях и других закрытых пространствах;
- дизельный – обладает большей мощностью и используется на открытых площадках.
По приводу рабочего органа:
- гидравлический – обеспечивает выполнение сразу двух движений (копание, разворот);
- механический – простой и надежный в использовании.
По форме ковша:
- прямая лопата – способна разворачиваться при заборе породы;
- строительный ковш – более вместительный и прочный.
По типу шасси:
- нормальное – подходит для стандартных условий эксплуатации;
- уширенно-удлиненное – обеспечивает устойчивость и проходимость на бездорожье.
Рабочие инструменты
Конструкция гусеничных экскаваторов позволяет оснащать их различными видами съемного оборудования. Вместо штатного ковша оператор может самостоятельно установить на поворотную рукоять любые необходимые инструменты. Чаще всего для оснащения экскаваторов на гусеничном ходу используются гидромолоты, грейферные челюсти, зубы-рыхлители, гидробуры, бревнозахваты, гидроножницы. Также в качестве замены ковша нередко используются копровые мачты и различные крюки. Все это позволяет существенно расширить перечень задач, которые можно решить при использовании всего одной единицы техники.
Технические характеристики
Каждый вид гусеничных экскаваторов имеет стандартный набор узлов: ходовую раму, поворотную платформу, кабину и рабочий блок с рукоятью и ковшом. При этом модели обладают особыми техническими характеристиками и функциональными возможностями. Чтобы техника идеально подошла под конкретные задачи, нужно обязательно учесть такие параметры, как:
- габариты,
- полезная мощность,
- скорость передвижения,
- общая масса,
- тип гусеничного шасси,
- конструкция и вместительность ковша.
Особенности строения гусеничной ходовой части
Гусеницы экскаваторов позволяют им уверенно передвигаться по грунтам любого типа: рыхлым, вязким, слабым, болотистым. Они фактически делают спецтехнику всесезонной и универсальной для любых регионов, благодаря чему она эффективно заменяет собой другие виды транспорта, шасси которых не способно передвигаться по экстремальному бездорожью. При этом гусеничная ходовая представляет собой сложную систему, включающую многочисленные агрегаты и узлы. Основными механизмами, обеспечивающими ее работу, являются:
- ведущая звездочка – приводит в движение ленту;
- ленивец – регулирует степень натяжения гусеничного полотна;
- лента – сборный элемент с траками, грунтозацепами и башмаками на основании-цепи;
- опорный каток – цилиндрический элемент, функционирующий как колеса;
- поддерживающий каток – изделие цилиндрической формы, предотвращающее провисание ленты в верхней части;
- цепь – основной элемент гусеницы, на котором крепятся башмаки и прочие детали;
- болты и гайки – фиксируют траки на цепи.
В процессе эксплуатации спецтехники отдельные элементы истираются быстро, другие – дольше сохраняют свою функциональность. В любом случае владельцу нужно особое внимание уделять обслуживанию ходовой.