Приближается праздник, которым гордится практически каждый человек нашей огромной страны, — День Победы. И пусть всё дальше уходит от нас этот день, пусть все меньше остается ветеранов, но мы будем помнить подвиг наших великих предков: тех, кто проливал кровь на поле боя, и тех, кто работал до изнеможения в тылу.
В годы войны Крым был не только ключевым направлением атаки немецко-румынской армии из-за богатых нефтью районов Кавказа, но и опорным пунктом для советской авиации: наши летчики наносили удары по румынским нефтепромыслам, что лишало противника горючего. Именно поэтому Крым оказался в центре военных действий практически с первых же дней войны.
Когда стало понятно, что вражеская армия вот-вот войдет на полуостров, руководство крупнейшего и старейшего винодельческого предприятия «Массандра» приняло решение эвакуировать завод, чтобы сохранить коллекцию уникальных вин. Но как это сделать? Коллекцию решили разделить на три части. Бутылки и бочки с лучшими элитными массандровскими винами были пронумерованы, тщательно упакованы и занесены в реестры. Часть вин на военных и гражданских кораблях благополучно добрались до Анапы и Новороссийска, а оттуда разъехались в Куйбышев (сейчас Самара), Баку и Тбилиси. По рассказам ветерана и заслуженного агронома РСФСР Николая Константиновича Соболева, который в годы войны был директором «Массандры», в общей сложности с полуострова в другие города Советского Союза вывезли за считанные дни 53 тыс. бутылок коллекционных вин и 120 тыс. декалитров вина в дубовых бочках (около 3 тыс. бочек).
Вина «Массандры» отправились в другие города СССР не одни. С ними перебросили специалистов и рабочих винзавода.
Наиболее ценные вина, которые не успели отправить, были замурованы в горе около Ялты. Там же оставили знамя комбината и приказ, заканчивающийся пожеланием выпить за победу. 170 тыс. бутылок были надежно спрятан от посягательств врага. К сожалению, оставшиеся 20 тыс. бочек молодого вина пришлось вылить в море. Очевидцы рассказывали, что целую неделю воды Ялтинской бухты были красного цвета.
В 1942 — 1943 годах на «Массандре» властвовали немцы. Удивительно, но они не только не уничтожили предприятие, но и сделали много нового вина под руководством австрийского винодела Гегеля. Гегель с удивлением обнаружил, что технологический процесс производства вина был идеален и без его европейского опыта, поэтому решил не вносить никаких корректив. Проблема заключалась только в том, что местное население не спешило сдавать виноград, не помогло даже повышение цены за сырье. Люди предпочитали вообще забросить виноградники, лишь бы не участвовать во всём этом.
Спешно отступающие немецкие войска не успели взорвать Ливадийский дворец, порт и «Массандру» — им помешали наши партизаны, уничтожившие несколько групп подрывников. Немцы не успели уничтожить и произведенное ими вино, поэтому всё, что было произведено захватчиками, досталось нашим освободителям.
Вино вернулось в «Массандру» почти сразу же, как только Крым был освобожден. На часть вина была утеряна документация, поэтому виноделы проделали огромную работу, чтобы определить тип, марки вина, год урожая. «В нишах, как и до войны, появились надписи: Херес 1775 года, Мускат 1910 года, вино «Седьмое небо», Мадера 1937 года. Десятки тысяч бутылок заняли прежние места», — говорится в мемуарах Николая Соболева.
После освобождения, по словам виноделов, первый винодельческий сезон в 1944 году провели достойно: в тяжелейших условиях на разминированных участках собрали виноград и приготовили, хоть и немного, но изумительного вина.
В нашей коллекции тоже есть вина «Массандры». И поднимая свой бокал за победу и мирное небо, вспомните о том, что вы держите в руках уникальный продукт, которого могло и не быть, если бы не самоотверженные работники этого предприятия.