Найти тему

С-390 Millennium: первый полет и заграничный дебют

Оглавление

Сегодня - продолжение статьи о новейшем бразильском военно-транспортном самолете С-390 Millennium (в переводе с английского - "Тысячелетие").

На этот раз - о первых полетах этой машины и об участии самолета в международных выставках и иных мероприятиях.

Производство начинается

В рамках реализации программы КС-390 руководство компании Embraer приняло решение построить на территории предприятия в Гавион-Пешото, штат Сан-Паулу, где компания осуществляет выпуск самолетов военного назначения, новый сборочный цех.

Здесь с тех пор и производится сборка новых бразильских военно-транспортных самолетов.

Выкатка первого из них – первого летного прототипа с регистрационным номером PT-ZNF (серийный номер 390 00001) – состоялась 21 октября 2014 года (более подробно см. «Взлет» № 12 за 2014 г., с. 12-14).

В следующем месяце машина приступила к наземным испытаниям, а 3 февраля 2015 года она поднялась в воздух.

В полете, длившемся 1 час 25 минут, машину пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей Моцарта Лузады и Маркоса Сальгадо де Оливейра Лимы. На борту также находились инженеры-испытатели Рафаэль Лима и Роберто Бекер.

«Первый полет – важный шаг в направлении решения той задачи, которая перед нами поставлена, – подчеркнул президент и главный исполнительный директор Embraer Фредерико Флёри Курадо. – КС-390 является результатом тесного сотрудничества с бразильскими ВВС и нашими зарубежными партнерами, и представляет собой, вероятно, наиболее серьезный технологический вызов, с которым компании пришлось столкнуться в ее истории. Поэтому мы глубоко впечатлены тем, что нам удалось преодолеть столь важный рубеж» (более подробно о событии см. «Взлет» №3 за 2015 г., с. 14-15).

В программе летных испытаний было решено задействовать только два летных прототипа.

Еще два опытных самолета должны были пройти статические (третий прототип с №801) и ресурсные испытания (четвертый прототип с №802), а также наземную отработку бортовых систем.

Отработка действий по десантированию техники и грузов с самолета С-390 (Фото с сайта компании Embraer)
Отработка действий по десантированию техники и грузов с самолета С-390 (Фото с сайта компании Embraer)

Однако уже в июле 2015 года компания Embraer объявила о задержке в программе летных испытаний из-за тяжелой ситуации в экономике Бразилии и сокращении правительственных расходов.

«У нас был экономический кризис в стране, но у нас никогда не было никаких проблем ни с заказчиком, ни, в особенности, с самой программой, – подчеркивал позже в этой связи вице-президент программы KC-390 в компании Embraer Пауло Гастао Сильва. – Мы (остаемся) уверенными в себе, потому что заказчик доволен и уверен в нас в части, касающейся реализации этой программы».

В конечном итоге второй раз в небо первый летный прототип КС-390 поднялся только в октябре 2015 года.

Второй же прототип (сер. 390 00002, рег. PT-ZNJ) был закончен постройкой в марте 2016 года и облетан 28 апреля того же года.

Причем сертификацию машины перенесли на 2017 год, а начало поставок – на 2018-й. Первоначально же, напомним, в 2016 году планировалось уже начать поставки самолетов заказчику.

Европейский дебют

В 2016 году новейший бразильский военно-транспортный самолет совершил свой дебютный показ в Европе.

Первый летный прототип этой машины принял участие в международном аэрокосмическом салоне в Фарнборо, ставшем одним из этапов турне КС-390 по Европе, Ближнему Востоку и Северной Африке, устроенного Embraer для существующих и потенциальных заказчиков этой машины.

На момент участия в авиасалоне суммарный налет двух летных прототипов достиг 360 часов, а к окончанию 28 июля 2016 года европейско-ближневосточно-африканского турне, в ходе которого самолет преодолел за 23 дня около 30 тыс. км, – налет превысил 400 часов (более подробно см. «Взлет» №7-8/2016 г., с. 18)

Особо следует отметить, что в конце того же года, 20 декабря, компания Embraer сообщила о том, что самолет КС-390 в соответствии со стандартами бразильских ВВС достиг состояния «начальной оперативной готовности». Это было подкреплено временным сертификатом типа, выданным Национальным агентством гражданской авиации Бразилии (Agência Nacional de Aviação Civil – ANAC).

Выкатка первого летного прототипа КС-390. Гавион-Пешото, 21 октября 2014 г. (Фото Tereza Sobreira / МО Бразилии / CC BY 2.0 / https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Apresentação_KC-390_(15414135738)_(2).jpg)
Выкатка первого летного прототипа КС-390. Гавион-Пешото, 21 октября 2014 г. (Фото Tereza Sobreira / МО Бразилии / CC BY 2.0 / https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Apresentação_KC-390_(15414135738)_(2).jpg)

В следующем, 2017-м, году КС-390 дебютировал уже на выставке по другую сторону Ла-Манша – принял участие в работе Парижского международного аэрокосмического салона.

На этот раз бразильский самолет, а это был второй летный прототип, ежедневно работал в демонстрационной летной программе.

Причем участие в работе выставки, как и в предыдущем случае, стало частью мирового турне – еще более масштабного, в ходе которого КС-390 за 40 дней побывал в воздушном пространстве 19 государств Европы, Африки, Азии и Океании, совершив в 18 из них посадку, и преодолев в общей сложности почти 92 тыс. км.

Возможно, кстати, что именно в результате этого турне кабинет министров Португалии одобрил запрос военных на покупку пяти бразильских военно-транспортных самолетов.

В итоге Португалия стала первым зарубежным заказчиком КС-390, подписавшим на них твердый контракт.

На момент участия в Парижском авиасалоне суммарный налет двух опытных машин достиг уже 1000 часов.

Причем в ходе программы летных испытаний были пройдены все важные рубежи, включая:

  • испытательные полеты в условиях сильного бокового ветра, на мокрой взлетно-посадочной полосе и в условиях обледенения,
  • отработка с участием военнослужащих Военно-воздушных сил и Сухопутных войск Бразилии вопросов десантирования парашютистов и различных грузов,
  • дозаправка самолетов - в отработке этой задачи участвовали истребители F-5M (сообщалось, что «стыковка» была сухая, без передачи топлива).

В ходе испытаний были также подтверждены характеристики самолета и работоспособность бортовых систем и силовой установки во всех диапазонах полетных ограничений – вплоть до М=0,8 и высоты 11 км.

Следует особо отметить, что на полях Парижской выставки руководитель программы КС-390 в компании Embraer Паулу Гаштан подтвердил «Взлету», что поставки новых самолетов ВВС Бразилии начнутся в 2018 году – планировалось, что заказчик будет получать по две машины в год.

Кроме того, бразильским ВВС также принадлежат и два летных прототипа, которые после завершения всей программы испытаний будут доведены до облика серийной машины и переданы военным (более подробно о парижском дебюте и ходе программы - «Взлет» №9-10 за 2017 г., с. 54).

(с) Видео с официального аккаунта ВВС Бразилии на Youtube

Продолжение следует

Еще материалы по КС-390:

С-390 Millennium: старт программы

Самолеты
6360 интересуются